После того как спецпредставитель президента России по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев и заместитель министра иностранных дел Сергей Вершинин посетили Дамаск, МИД РФ в официальном заявлении сообщил, что целью поездки было обсуждение ситуации на местах. Однако арабская пресса со ссылкой на информированные источники пишет, что российская сторона в действительности обсуждала с сирийцами работу Конституционного комитета, которая застопорилась во многом по вине Дамаска. У РФ, по этим данным, есть серьёзные претензии к сирийскому руководству.
О том, что Москва не раскрыла истинные цели визита в сирийскую столицу, сообщила арабоязычная версия саудовского издания Asharq Al-Awsat. Согласно официальному заявлению российского дипломатического ведомства, Лаврентьев и Вершинин провели в сирийской столице обмен мнениями по оперативной обстановке в Арабской Республике. По этим данным, между сторонами состоялось «развёрнутое обсуждение развития ситуации „на земле“ в свете необходимости восстановления территориальной целостности и единства Сирии с учётом интересов всех этноконфессиональных групп населения, а также важности продолжения борьбы с террористами». Помимо этого, как отмечает МИД РФ, были рассмотрены задачи комплексного гуманитарного содействия Сирии без предварительных условий и продвижения политического процесса. Однако Asharq Al-Awsat передаёт, что главной задачей российской делегации было уговорить президентский дворец не препятствовать работе сирийского Конституционного комитета.
Российские дипломаты, на которых ссылается арабское издание, говорят: проблема, которую испытывает Москва в связи с Дамаском, носит двухчастный характер. Первый момент заключается в том, что сирийский режим, не без помощи своих внешних союзников достигший больших успехов по возвращению территории под свой контроль, теперь отказывается от каких-либо уступок внутри страны для улучшения политической и экономической ситуации. Этот факт, как отмечают собеседники Asharq Al-Awsat, российская сторона хорошо осознала во время недавних переговоров с курдскими формированиями с северо-востока Сирии, которые были готовы пойти на ряд уступок россиянам. Ситуацию испортила идея сирийского правительства интегрировать курдские военизированные формирования из числа «Демократических сих Сирии» (ДСС) в правительственную армию. Это едва ли не торпедировало переговорный процесс с сирийскими курдами. Второй момент связан как раз с продолжением работы Конституционного комитета, который во многом является проектом российской дипломатии.
Вторая встреча Конституционного комитета Сирии в Женеве завершилась накануне, 29 ноября. Ожидалось, что 45 членов «малой» группы соберутся в общей переговорной комнате, чтобы обсудить стоящие перед ними вопросы. Повестку спецпосланник генсекретаря ООН по Сирии Гейр Педерсен согласовывал отдельно с каждой из делегаций. Однако позже было объявлено, что представители официального Дамаска и оппозиции так и не смогли достичь компромисса по вопросам, которые они хотели бы обсудить. Ситуация кажется парадоксальной с учётом того, что подготовка к созданию Конституционного комитета была длительной. В российской дипломатической среде, если верить арабским источникам, критикуют сознательное высокомерное поведение правительственной делегации по отношению к другим группам Конституционного комитета. Есть основания предполагать, что официальный Дамаск преднамеренно саботирует работу органа в Женеве, доказывая свою монополию на политический процесс — как через подобную переговорную практику, так и через марионеточных оппозиционеров.
Именно поэтому, как обращают внимание источники Asharq Al-Awsat, поездка спецпредставителя российского президента в Дамаск почти за две недели до переговоров в «астанинском формате» и за несколько дней до прибытия турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана на саммит НАТО в Лондоне имеет особое значение. Переговоры, которые провела российская делегация в сирийской столице, посылают ясные сигналы сирийскому правительству о том, что пришло время дать импульс политическому процессу в Сирии и что нельзя игнорировать продолжающиеся посреднические усилия Москвы. Поведение руководства Арабской Республики во главе с Башаром Асадом во многом подрывает те дипломатические обязательства, которые берёт на себя РФ в контактах с другими региональными игроками — такими как Турция. Такой тактический союз с Дамаском стал обходиться Москве слишком дорого.