Назначение экс-президента Грузии Михаила Саакашвили вице-премьером по реформам на Украине задерживается, а возможно, и отменяется. В Верховной раде не хватает голосов для допуска его на должность, и ситуация осложняется внешнеполитическими факторами: грузинские власти намерены отозвать своего посла из Киева, если бывший лидер страны займёт пост. Для украинского президента Владимира Зеленского это серьёзный вызов, который может стоить ему рейтинга в преддверии годовщины пребывания в должности.

О том, что Саакашвили может стать вице-премьером по реформам на Украине, стало известно ещё 22 апреля. Тогда бывший грузинский лидер заявил о своей готовности занять пост и использовать весь свой накопленный опыт для помощи украинским властям в преодолении последствий пандемии и восстановлении экономики. Предполагалось, что судьба Саакашвили решится на этой неделе в Верховной раде. Однако, судя по имеющимся данным, он столкнулся с серьёзными препятствиями.

Кабмин отозвал из Верховной рады представление на назначение Михаила Саакашвили вице-премьер-министром по реформам. Назначение Михаила Саакашвили во фракции «Слуга народа» (правящей партии. — NEWS.ru) заблокировано, — сообщил на своей странице в Facebook главред портала «Цензор.Нет» Юрий Бутусов.

По данным журналиста, во фракции правящей пропрезидентской партии после долгих переговоров удалось собрать лишь 140–170 голосов за Саакашвили при необходимых 190–200. По мнению Бутусова, причина такой неудачи — в том, что президент Украины Владимир Зеленский решил не выступать публично в поддержку бывшего грузинского лидера.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

При этом известно, что инициатива о назначении Саакашвили исходила именно от украинского лидера. Такая тактика казалась вполне логичной. Экс-президент Грузии ещё весной прошлого года вернулся на Украину, сразу же заявив о своих политических амбициях. Саакашивли тогда объявил о том, что возглавляемая им партия «Рух нових сил» («Движение новых сил») намерена бороться на июльских парламентских выборах за места в Раде. В итоге в ходе голосования «Движение» оказалось на 16-м месте, не получив ни одного мандата. Это можно объяснить рядом факторов.

Фото: Yuliia Zozulia/Global Look Press

Во-первых, над Саакашвили нависала тень «соратника» Петра Порошенко, при котором грузинский экс-лидер занимал пост советника президента и председателя Совещательного международного совета реформ Украины.

Во-вторых, после конфликта с порошенковской администрацией бывший глава Грузии долгое время был оторван от украинской политики.

Вполне вероятно, что определённые договорённости между Зеленским и Саакашвили были достигнуты ещё при возвращении последнего на Украину в 2019-м — иначе к чему было прилетать обратно год назад? При этом вполне объяснимо и то, что украинский президент занял выжидательную позицию — в свете нападок на него из-за обилия «людей Порошенко» во власти. Теперь же, вероятно, воспользовавшись экстренной ситуацией в связи с эпидемией коронавируса, он решил обратиться к имеющимся заинтересованным кадровым резервам, в том числе в лице Саакашвили.

В то же время понятна позиция Зеленского относительно того, что он не слишком активно лоббирует бывшего грузинского президента на должность вице-премьера по реформам. Такого рода намерения уже спровоцировали реакцию со стороны Грузии (а именно с Тбилиси Киев составляет авангард антироссийского и, как следствие, проевропейского фронта на постсоветской территории). Ещё 24 апреля грузинский премьер-министр Георгий Гахария пообещал отозвать посла из Киева, если Саакашвили будет назначен украинским вице-премьером по реформам.

Кроме того, для Зеленского как никогда важен сейчас внутриполитический фактор. Относительно успешный (по крайней мере, адекватный) ответ на эпидемию коронавируса на Украине привёл к тому, что рейтинг президента замедлил падение.

В этих условиях новость о Саакашвили, с одной стороны, могла быть попыткой переформатировать органы власти, а с другой — прозондировать почву. В пропрезидентской партии идею не поддержали, и со стороны Зеленского вполне разумно сейчас дистанцироваться от этого вопроса, отдав его на откуп парламентариям, чтобы не снизить собственный уровень одобрения среди населения.