Отзвучали фанфары торжественного открытия моста в Крым, но строителям рано расслабляться. В РЖД уже пообещали президенту Путину подумать над проектом железнодорожного перехода на Сахалин. Экономическая целесообразность возведения моста на далёкий остров находится под большим вопросом, но разве такая «мелочь» когда-нибудь останавливала кремлёвских мечтателей? Да и вообще, бюджетные деньги для того и существуют, чтобы их осваивать и под это дело частично присваивать.

Обладающее широкой русской душой ОАО «РЖД» подготовило технико-экономическое обоснование нового проекта, согласно которому строительство железнодорожного моста на Сахалин, с учётом подходов, составит 540 млрд рублей. Ещё около 90 млрд рублей потребуется на модернизацию путей на острове. Собственно мост будет стоить чуть более 250 млрд рублей, однако он будет не таким длинным, как Крымский — всего 6 километров. Таким образом, стоимость каждого километра потенциального моста более чем в три раза превысит аналогичный показатель по переходу Тамань — Керчь. Напомним, что на 19-километровый Крымский мост было потрачено около 230 млрд рублей.

Отмечается, что из 250 млрд рублей, которые предстоит потратит на сам мост, 100 млрд придут из федерального бюджета, 90 млрд — от Фонда развития Дальнего Востока, а ещё 60 млрд рублей — от Корпорации развития Сахалинской области.

Оптимальный маршрут новой дороги должен пройти от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино к проливу Невельского, который является самым узким местом Татарского пролива, отделяющего остров от материка. Общая протяжённость магистрали, включая пути до станции Ныш на Сахалине, составит 585 км, сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на разработанный РЖД проект Сахалинского железнодорожного перехода, с деталями которого ей удалось ознакомиться.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Рабочий на строительстве Крымского мостаФото: most.lifeРабочий на строительстве Крымского моста

Проектные работы продлятся с 2018 по 2020 год — на эти цели в инвестпрограмме РЖД на текущий год уже предусмотрен 1 млрд рублей. Само строительство будет идти пять лет — с 2019 по 2023 год. Как сообщили в РЖД, по мере конкретизации проекта оценки стоимости строительства могут изменяться.

А зачем вообще этот мост?

Официально объявленной целью строительства моста является увеличение перевалки грузов, главным образом — угля. Однако при сегодняшнем развитии островных портовых мощностей грузовая база к 2030 году едва ли сможет превысить скромные 8,5 млн тонн.

В связи с этим планируется построить на Сахалине новый глубоководный порт, на что потребуется ещё 100 млрд рублей, включая 25–30 млрд рублей на инфраструктуру по перевалке. Наилучшим вариантом для нового порта проектировщики из РЖД почему-то назвали район залива Делангля, который находится со стороны, ближайшей к материку. По их оценкам, в перспективе в этот порт будет осуществляться перевалка до 25 млн тонн грузов с Восточного полигона, до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах.

Собеседники «Коммерсанта» сомневаются в целесообразности проекта. Так, перевалка дополнительных 30 млн тонн угля — это сомнительная перспектива, так как все крупные месторождения РФ уже привязаны к тем или иным портам. Сам же Сахалин может добывать не более 15 млн тонн. В свою очередь строительство порта в Татарском проливе представляется не слишком обоснованным, так как для захода в него судам потребуется обогнуть остров и пройти на север по российским территориальным водам. Так что эксперты подозревают, что проект в его нынешнем виде может преследовать интересы угольного лобби.

Кроме того, следует помнить, что население острова составляет менее 500 тысяч человек против 2,5 млн в Крыму. По туристической популярности Сахалин также никак не может соперничать с крымскими курортами. Поэтому актуальным мост может стать только в том случае, если будет продолжено строительство дороги в сторону японского острова Хоккайдо, предполагают аналитики.