Оказание бесплатных социальных услуг перестанет быть монополией государства. В этом суть заявления замминистра финансов РФ Алексея Лаврова, прозвучавшего на Московском финансовом форуме. По словам чиновника, сейчас на такие услуги в масштабах страны ежегодно тратится 3,9 трлн рублей. Это примерно 12% расходов консолидированного бюджета РФ и в среднем 26 тысяч рублей на человека в год. В дальнейшем предполагается значительно расширить доступ частного сектора к сфере предоставления бесплатных соцуслуг и столь же кардинально повысить их качество.

Законопроект внесён в Госдуму

Алексей Лавров напомнил о сложившейся в России практике, при которой государство даёт соответствующие задания бюджетным и ведомственным учреждениям. Часть бесплатных соцуслуг предоставляется через субсидии и гранты некоммерческим негосударственным организациям. В этой связи Лавров заметил, что Минфин разработал законопроект «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Документ одобрен правительством, внесён в Госдуму и планируется к рассмотрению осенью. По словам замминистра, проект затрагивает конкретные отрасли: образование, здравоохранение в той части, которая не охвачена ОМС, спорт и соцобеспечение, туризм.

В законе будет прописано, какой объём услуг за какой объём средств должен оказываться гражданам. «Самая главная новация в нём — каждый орган, ответственный за предоставление бесплатных государственных услуг, должен будет ежегодно формировать государственный и муниципальный социальный заказ», — сообщил Лавров. Иными словами, речь идёт о том, чтобы покончить с древней, уходящей корнями в советскую эпоху практикой госмонополии на услуги населению, чтобы создать условия для развития конкуренции между госструктурами и НКО. В Минфине уверены, что ряд услуг частники смогут заменить полностью. Например, это касается дошкольного образования.

Мировая практика

Планируется, что в первый год работы закона частным исполнителям отдадут не менее 20% от общего объёма соцуслуг, во второй год их доля должна достичь 40%, в третий — 60%. Минфин убеждён: госучреждения имеют слабые стимулы для повышения качества и эффективности своей работы. В ведомстве ссылаются на международный опыт, согласно которому доля бюджетного финансирования в доходах от оказания социальных услуг негосударственных НКО в среднем по группе стран Западной Европы, Канады и Израиля достигает 54%, в Восточной Европе — 42%, в Азии — 34% (развитые государства), в Латинской Америке — 19%.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Таким образом, в этом проверенном механизме государственно-частного партнёрства нет ничего из ряда вон выходящего. Другое дело, что существует угроза натолкнуться на определённые подводные камни. Государству придётся с особой тщательностью подходить к выбору частных организаций, отдавать предпочтение заведомо надёжным и опытным поставщикам услуг. По словам экспертов, в России пока таких проектов мало. Скажем, в Москве и Санкт-Петербурге, двух крупнейших городах страны, привлекают частные инвестиции не более 10% госучреждений социальной направленности. Минобороны всё активнее задействует частников для приготовления еды, уборки территорий и помещений.

Сергей Смирнов, доктор экономических наук:

Идея, на самом деле, вполне здравая, положительная. Но определённая практика участия частников в системе оказания населению бесплатных соцуслуг в России уже есть. Такие организации, имеющие соответствующие, подтверждённые лицензиями уставные документы, получают доступ к бюджетному финансированию, в частности, по департаменту труда и соцзащиты населения. Сколько они бюджета потребляют, какие средства выделяются, я не знаю. Пока не очень понятно, насколько широко в итоге эта сфера будет развита. Но очень важно, чтобы не снижалось качество услуг, чтобы не имел места «фальсификат продукта». В советский период он был связан с нехваткой ресурсов, мяса для колбасы, например. Сейчас он обусловлен только желанием получить прибыль и заменой дорогих ингредиентов более дешёвыми. Есть ещё одно важное обстоятельство — это высокая степень коррумпированности в российской экономике, создающая почву для разного рода злоупотреблений. Что касается озвученной Лавровым цифры — 26 тысяч рублей на человека в год, — то она видится вполне реальной. В рамках федерального бюджета это может включать в себя услуги инвалидам, беженцам, услуги по ОМС, бесплатные путёвки по соцстраху, средства на дома для пожилых людей, пансионаты.