Россия, Индия и Иран хотят подвинуть Суэцкий канал и предложить миру более выгодную альтернативу — транспортный коридор «Север — Юг». Его строительство позволит сократить время и увеличить количество перевозимого товара. Однако готовы ли мы к этому? В этих вопросах разбирался News.ru.

Протяжённость коридора составит 7,2 тысячи км, таким образом сроки доставки грузов из Мумбаи в Москву уменьшатся до 20 дней. Судьба будущего строительства может решиться уже совсем скоро — трёхсторонняя встреча пройдёт 23 ноября.

На первый взгляд, маршрут выглядит немного запутанным, учитывая массу «пересадок». По сообщениям Press TV, сначала морским путём из Индии груз пойдёт через Персидский залив в иранский Бендер-Аббас, после чего его ожидает автомобильная транспортировка в Бендер-Энзели на Каспийском море. Далее товар последует по Каспию в Астрахань, а уже из неё — по железной дороге в Москву или же в Европу. С этой точки зрения возникают определённые риски чёткой стыковки, а также риски задержек на таможенных границах.

Кроме того, в рамках проекта предполагается соединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России. При этом в Азербайджане вся необходимая инфраструктура для перемещения грузов уже построена. В России пока только модернизируют пути, дороги, строят мосты, как и в Иране. Не все переходы на границе между РФ и Азербайджаном оборудованы с российской стороны, однако эту проблему обещают скоро решить. Конечно, многое ещё предстоит сделать. И в дальнейшем «Север — Юг» станет свидетельством плодотворного сотрудничества России, Азербайджана, Ирана и Индии. Практическое воплощение давней дружбы и стратегического партнёрства.

Фото: Bayne Stanley/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Идея создания данного коридора не нова, впервые на правительственном уровне об этом заговорили ещё в 1999 году. А отдельные участки коридора уже давно используются. В 2017 году по нему было перевезено порядка 6 млн тонн грузов. Коридор предусматривает три основных маршрута: Транскаспийский (через порты Астрахань, Оля и Махачкала), Восточный и Западный.

Предполагалось, что на первом этапе грузооборот составит около 10 млн тонн в год, а заявленные объёмы в 20-30 млн тонн представляются, скорее, более отдалённой перспективой 2030 года.

Также, по данным МИД РФ, к соглашению ранее присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина.

Сплошные плюсы

Руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Екатерина Туманова считает, что заинтересованность министра торговли и промышленности Индии вполне понятна — ведь если скорость доставки товаров сократится до 20 дней и станет дешевле, это увеличит товаропоток, и Индия может экспортировать товары в большем количестве. Глобальная логистика — одна из первых по значимости и перспективности среди других отраслей.

«Сейчас очень много проектов, связанных с транспортизацией, находятся в разработке у разных стран, основная цель которых — доставить товар быстрее и в большем количестве. С экономической точки зрения опять же одни плюсы — возрастёт производительность в странах-импортёрах. Но это только в случае, если упор будет на товары, пользующиеся спросом», — отмечает Туманова.

Но стоит также отметить и риски. Если экономический акцент на перевозимые товары будет определён неверно, все эти мероприятия могут оказаться нерентабельными.

Для РФ это тоже выгодно — Индия занимает 16-е место по объёму российского импорта. Россия в 2017 году экспортировала товары в Индию более чем на $6 млрд. При этом данный показатель был выше на 22%, чем в предыдущем году. Индия является крупнейшим покупателем газетной бумаги из России. В этой связи, когда заработает транспортная связь «Север — Юг», наши партнёрские отношения будут только расти, уверена эксперт.

По мнению первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, такой маршрут доставки станет как минимум на три тысячи километров короче, чем нынешний через Египет в Средиземное море, а затем в Чёрное через Босфор.

К тому же в этом случае грузы не будут проходить через территориальные воды многих стран, что ограничит какое-либо стороннее влияние на них.

«Целесообразность здесь в том, что создастся дополнительная инфраструктура, которая позволит задействовать большее количество человеческого ресурса в экономике», — сказал Сигал.

По его мнению, сложным этот маршрут не будет, так как нынешний куда сложнее.

Столкновение интересов

Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова подчёркивает, что здесь столкнулись интересы как торгово-экономические, так и геополитические.

Строительство Суэцкого канала в XIX веке лоббировала Франция, разумеется, в своих экономических и геополитических интересах, так было проще налаживать экономические связи с её колониями в Африке и влиять на расклад политических сил на африканском континенте.

«Понятно, что тот, кто построит важную транспортную артерию для всего мира в некоем регионе, и сегодня будет играть серьёзную экономическую и политическую роль в этом регионе, хотя колониальная политика давно ушла в прошлое», — сообщила Мильчакова.

В данном случае такую роль хочет играть Россия и её партнёры — Индия и Иран. Новый маршрут позволит сэкономить на судовом топливе. Да и сам Суэцкий канал устарел. Не случайно в 2015 году торжественно открывали его второе русло, напоминает Мильчакова.

Суда в порту города Исмаилия, Суэцкий каналФото: Pan Chaoyue/Xinhua/Global Look PressСуда в порту города Исмаилия, Суэцкий канал

Конкуренция между транспортными коридорами, безусловно, возникнет, хотя те страны, кому по логистике удобнее пользоваться именно Суэцким каналом, будут использовать его. Кроме того, создание такого коридора с участием Индии послужит определённым сигналом Китаю, который пока не определился окончательно с маршрутом сухопутного транспортного коридора Шёлковый путь, то есть будет ли он проходить через территорию России или нет.

Руководитель Центра аналитической информации TeleTrade Сергей Лысаков заявил, что развитие транспортного коридора «Север — Юг» необходимо России, чтобы закрепить преимущество своего географического положения между Западом и Востоком. Оптимальные логистические маршруты проходят именно через территорию России.

«Грузоперевозки в Россию, идущие через Суэцкий канал, Восточное Средиземное море и далее Чёрное море, достаточно дороги, прежде всего из-за сроков доставки. Транспортный коридор «Север — Юг» позволяет примерно в два раза сократить временные затраты на доставку грузов», — считает Лысаков.

С этой точки зрения он является реальной альтернативой традиционному маршруту через Суэц, а с учётом времени ожидания прохода Суэцкого канала стоимость доставки контейнеров сокращается примерно на 20-30%.

Данный коридор может служить дополнением к Северному железнодорожному коридору, создаваемому в рамках масштабного проекта «Новый шёлковый путь», полагает эксперт. Тем более, частично они будут использовать одну и ту же железнодорожную инфраструктуру на территории России.