Северный морской путь Северный морской путь Фото: media.gazprom-neft.ru

Правительство РФ разработало правила прохода иностранных военных кораблей через Северный морской путь (СМП). Это правильный шаг, но сделать его следовало ещё пять лет назад, считает директор Центра экономики Севера и Арктики, профессор и доктор географических наук Александр Пилясов.


По его мнению, подобные правила нужно было вводить сразу после законодательного закрепления за СМП статуса национальной транспортной магистрали, сообщает издание «Экономика сегодня».

Новые положения предусматривают, в частности, обязанность военных судов других стран предупреждать российскую сторону о планах пройти по Севморпути за 45 дней, требование брать на борт российских лоцманов, а также необходимость предоставления данных о технических характеристиках корабля и информации о воинском звании и фамилии капитана. В то же время в случае осложнения ледовой обстановки или аварийной ситуации иностранные моряки смогут рассчитывать на помощь российских ледоколов.

«У нас было в законе прописано, что Северный морской путь — это национальная транспортная магистраль. Документ был принят более пяти лет назад. В этой связи возникает вопрос, а почему же так долго пришлось ждать так называемые подзаконные акты правительства, которые детализируют, расшифровывают и создают механизмы для реализации положения закона. Такие поправки необходимы, если мы хотим отстаивать свой национальный суверенитет по трассе Севморпути», — отмечает Пилясов.

В то же время в условиях глобального изменения климата и потепления давление на Россию со стороны других арктических и неарктических стран усиливается, отмечает эксперт. По его мнению, от России пытаются добиться интернационализации СМП, в то же время нынешние законы препятствуют ей и направлены на защиту суверенитета и национальных интересов РФ в этой акватории.

Директор Центра экономики Севера и Арктики отмечает, что заинтересованность в регионе прежде всего усиливается в США, которые, помимо прочего, обеспокоены углублением сотрудничества России и Китая в контексте развития Арктики. Новые правила прохода по Севморпути стоит воспринимать и как ответ России на усиливающееся давление со стороны Америки, считает Пилясов.

Как ранее писал News.ru, командующий Европейским командованием ВС США генерал Кёртис Скапаротти заявил, что Соединённые Штаты готовы сдерживать Россию в Арктике. Генерал отметил, что у всех стран есть коммерческая заинтересованность в СМП, что создаёт конкуренцию. По его мнению, Россия повысила оборонный потенциал, открыла ряд аэродромов и разместила радарные системы, чтобы увеличить контроль над регионом.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен