Торговая война между Вашингтоном и Пекином принесла ещё одну потерю. Поставки сырой нефти из США в Китай, достигшие своего пика в начале нынешнего года, полностью остановлены. Впрочем, ни мировой рынок чёрного золота, ни экономика Поднебесной от этого не пострадают, убеждены опрошенные News.ru эксперты. Что касается России, то, по их словам, наша страна остаётся ведущим экспортёром нефти в Китай и особых выгод для себя из этой ситуации не извлечёт.
«Это был хороший бизнес»
О прекращении поставок, подтверждённом данными отслеживания судов Refinitiv Eikon, сообщил президент China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чунлинь.
«Мы — один из основных перевозчиков нефти из США в Китай. До торгового конфликта это был хороший бизнес», — рассказывал он в рамках судоходного саммита в Гонконге.
Так прервалась недолгая история американо-китайского сотрудничества в нефтяной сфере, имевшего, судя по показателям января 2018 года, прекрасные перспективы.
Ещё два года назад, в 2016-м, стало очевидно, что Вашингтон в своей экспортной стратегии нацелился, прежде всего, на китайский рынок. Именно тогда и начались поставки американской нефти в Китай. Уже на следующий год они превысили совокупный объём экспорта нефти в Британию и Нидерланды, а в период с января по ноябрь 2017-го достигали, по данным Международного энергетического агентства (EIA), почти 220 тыс. баррелей в сутки — в 10 раз больше, чем Америка отправила в КНР за весь 2016 год. В результате Поднебесная оказалась вторым после Канады крупнейшим покупателем нефти из США. Этому феномену даже дали название — «техасский поток».
Сорт WTI дешевле
Конечно, говорить о полноценной конкуренции с РФ или ОПЕК на китайском рынке было нельзя: пока Штаты поставляли в КНР пару сотен тысяч баррелей в сутки, Россия туда отправляла около 1,2 млн баррелей, а Саудовская Аравия — около 1 млн баррелей. Однако американцы располагали, помимо амбиций, как минимум ещё одним мощным козырем — их марка нефти WTI, добываемая в Техасе, изначально гораздо дешевле эталонной марки Brent, добываемой в Северном море. При этом в Китае, с его стареющими месторождениями, спрос на нефть продолжал расти, а США претендовали на то, чтобы полностью покрыть его в будущем. Чаша весов в их пользу стала склоняться отчасти благодаря соглашению ОПЕК о сокращении добычи, которое привело к росту цен на сорта Brent и Dubai (добывается в эмирате Дубай).

На прошлогодних энергетических конференциях в Пекине и Сингапуре представители китайской госкомпании Unipec говорили о новом золотом веке в торговле энергоресурсами между США и КНР. А аналитики рынка указывали на то обстоятельство, что экспорт нефти может помочь Вашингтону сократить дефицит торгового баланса с Китаем. И таким образом способствовать достижению ключевой цели администрации Дональда Трампа. Однако, как оказалось, не судьба. После того, как 6 июля 2018 года в силу вступили взаимные повышенные торговые пошлины, стороны стали обмениваться всё новыми жёсткими контрмерами, и этот конфликт перешёл из сугубо экономической плоскости в политическую. Так, Вашингтон ввёл санкции в отношении департамента подготовки войск и снабжения Центрального совета Китая и главы ведомства Ли Шанфу. В Белом доме называли причину — сотрудничество с «Рособоронэкспортом» и, в частности, закупки китайской стороной Су-35 и зенитных ракетных систем С-400.
Преимущества российской нефти
В 2017 году Поднебесная ежедневно закупала около 8,43 млн баррелей нефти. Сейчас она обеспечивает около четверти прироста спроса на нефть в мире. Согласно последним прогнозам IEA, Китай и Индия как минимум до середины 2030-х годов будут оставаться основными драйверами роста спроса на чёрное золото. Сильные позиции России на этом направлении сохраняются, в первую очередь, за счёт долгосрочных контрактов. Одним из ключевых направлений её нефтяного экспорта Китай стал всего несколько лет назад: этому предшествовал запуск трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), а также ряд двусторонних соглашений. По оценкам экспертов, спрос на российскую нефть в Китае во многом обеспечен более высоким её качеством и более комфортными для переработчиков химическими характеристиками по сравнению с ближневосточными сортами Oman и Dubai.
В свою очередь министр энергетики России Александр Новак считает, что Китай будет добирать выпадающие объёмы поставок в ещё одной стране, попавшей под ограничения со стороны США — в Иране. Такое мнение глава Минэнерго высказал 4 октября ходе второго дня форума «Российская энергетическая неделя».
«Сейчас мы ещё не понимаем до конца, как себя будут вести потребители Азиатско-Тихоокеанского региона, будет ли КНР закупать нефть, может быть, в большем объёме, чем сегодня. Перенаправят потоки иранской нефти, тогда вообще не будет никакого изменения», — подчёркивает Новак.
Михаил Крутихин, партнёр консалтинговой компании RusEnergy:
Китаю прекращение поставок из США особых хлопот не доставит, поскольку он располагает хорошо диверсифицированными источниками поставки. Сегодня в мире нет ни одного экспортёра, который был бы монополистом, и поэтому Китаю очень легко переключаться с одного поставщика на другого и по различным сортам нефти, и по направлениям импорта. Что касается России, то выгоды это никакой ей не несёт, поскольку в Китай она отправляет по максимуму. Сколько может отправить Россия, столько китайцы и берут. Какой-то дополнительный объём из этого сделать вряд ли получится, так как у пропускной способности всех каналов экспорта в Китай есть серьёзные ограничения. Сейчас эта способность составляет по разным маршрутам где-то 56−57 млн тонн. Предельный объём российских поставок в Китай будет достигнут к 2020−2025 году — это около 70 млн т в год, которые серьёзно на рынок не повлияют.
Екатерина Грушевенко, эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково»:
Случившееся некритично для мирового рынка нефти. Доля поставок в Китай из США невелика — около 2%. Заместить выпавшие объёмы будет несложно. Например, Китай может это сделать за счёт Ирана и других стран Ближнего Востока. Что касается России, то вряд ли китайцы увеличат закупку отечественной нефти. К тому же у Пекина есть запасы, которые он постоянно наращивает. Так что ожидать дефицита на рынке не стоит. Впрочем, прекращение американских поставок может осложнить работу НПЗ, которые полагались на эту нефть.