Доминирование государственного сектора и рост монополизации — таковы ключевые риски российской экономики в среднесрочной перспективе, считает рейтинговое агентство Moody’s. Опрошенные News.ru эксперты в целом согласны с этой оценкой.

«Высокая доля государственной собственности создаёт неравные условия для деловой активности, усугубляя другие подавляющие предпринимательство факторы, такие как слабые права собственности», — пишут аналитики Moody’s в своём докладе.

Невысокое качество госинститутов

Долю госсектора в экономике РФ они оценивают в 40−50% с учётом частично приватизированных компаний. Это соответствует оценкам Центра стратегических разработок, по данным которого государство занимает в отечественном ВВП 46%. Особенно отчётливо его монополизм проявляется в таких отраслях, как коммунальное хозяйство, добыча полезных ископаемых, транспорт, финансы, производство электроники и оборудования. Ссылаясь на индекс качества госуправления, рассчитываемый Всемирным банком, Moody’s указывает и на невысокое качество российских институтов.

«Низкие показатели России по коррупции и верховенству закона, скорее всего, связаны именно с неэффективностью судебной системы и значительным влиянием правительства на деловую среду и решения, особенно в тех случаях, когда это касается крупных квазигосударственных корпораций и банков», — отмечает Moody’s.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Отдельно агентство выделяет риски для IT-компаний: их жизнеспособности также угрожает «государственное вмешательство, которое варьируется от предполагаемого привлечения фирм по кибербезопасности к шпионажу до принудительной передачи контроля над успешными стартапами близким к правительству людям».

Отток капитала

Главным внешним риском Moody’s считает не потенциальные санкции США против ключевых госбанков и суверенного долга РФ (негативный эффект от этих мер будет незначительным и продлится недолго), а отток капитала. В 2018 году он вновь начал ускоряться: иностранные и местные инвесторы, стремясь застраховать себя от внешних шоков, избавляются от российских активов и рубля. В случае усиления негативных факторов процесс может принять лавинообразный характер и поставить под угрозу стабильность финансовой системы.

Максим ОрешкинФото: Сергей Булкин/News.ruМаксим Орешкин

С последней темой во многом стыкуется вопрос качества инвестиционного климата в России, прозвучавший в интервью главы Минэкономразвития Максима Орешкина «Известиям». По его словам, динамика инвестиций «в принципе, положительная в последние годы», но недостаточна для решения поставленной правительством задачи — войти в двадцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.

«С деловым климатом у нас не всё так плохо, но я всегда говорю, что рейтинг (Doing Business) — это не самоцель. Цель — увеличение инвестиционной активности, малого, среднего и крупного бизнеса. Над этим надо работать, а не над какой-либо позицией в рейтинге», — заметил Орешкин.

С системой контроля пора что-то делать

По словам руководителя аналитического департамента Международного финансового центра Романа Блинова, он согласен с мнением Максима Орешкина в той части, что давно уже пора выработать такую систему надзора и контроля в экономике, которая бы не довлела над бизнес-субъектами, а создавала бы предпосылки для их уверенного развития.

«Страна, невзирая на внешнеполитические и экономические препоны, в прошлом году смогла улучшить свои показатели в международных рейтингах по условиям, созданным для ведения частного бизнеса, но этого пока действительно мало. Надо стремиться к развитию институтов и заниматься законодательными практиками, которые действительно сопутствуют притоку инвестиций», — поясняет эксперт в комментарии для News.ru.

Очень жаль, продолжает Блинов, что ситуация за последние 10 лет не изменилась принципиально: в России инвестиции по-прежнему малорентабельны, а реальная инвестиционная среда фактически отсутствует. Что касается выводов, содержащихся в очередном докладе Moody’s, многие отечественные экономисты и политологи уже на протяжении последнего десятилетия говорят практически то же самое: потенциал малого бизнеса надо выводить на принципиально новый и устойчивый уровень. Однако руководители разного уровня превратили эту проблему в мантру.

«Это именно тот случай, когда можно полностью согласиться с агентством Moody’s. Действительно, на сегодняшний день главной проблемой российской экономики является монополизация, не дающая возможности развиваться малому и среднему бизнесу», — говорит трейдер-аналитик компании «ФинИст» Александр Ершов.

Что важнее: бизнес или рубль

Собеседник News.ru ссылается на недавнее исследование, показавшее, что частные АЗС пытаются привлечь к себе потребителя, снижая цены на топливо путём ухудшения его качества. Это отражает состояние отечественной экономики во всех производственных секторах. Попытки разворота программы импортозамещения также не оказывают никакого влияния на рост показателей.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

«Трудно представить, что в среднесрочной перспективе ход событий может измениться. Не стоит забывать и про возможные западные санкции в отношении госбанков, которые, скорее всего, приведут к уходу реального сектора в теневую экономику», — отмечает Ершов.

По его мнению, чтобы достичь обозначенной Максимом Орешкиным цели, нужно направлять силы именно на поддержание малого и среднего бизнеса, стимулируя его путём снижения кредитных ставок. Возможно, есть смысл включить политику количественного смягчения. Понятно, что это чревато кратковременной девальвацией рубля, но в патовой ситуации так или иначе придётся чем-то жертвовать. Поэтому для начала нужно определиться, что важнее: бизнес или рубль? А пока это лишь риторический вопрос, на который каждый может сам себе дать ответ.

«Оценки Moody’s по перспективным рискам для экономики точны. Явления и тенденции, отмеченные агентством, ярко проявляются сейчас, очень устойчивы и действительно кардинально сдерживают развитие экономики», — говорит руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман.

Исключительно сильная зависимость

Действительно, речь идёт о доминировании госсектора, монополизме, административном давлении на экономику и бизнес, низком качестве управления на государственном уровне, коррупции, неэффективности судебной системы и защиты прав. Зависимость от этих факторов остаётся исключительно сильной, равно как от внешних рисков — геополитики, санкций и конъюнктуры мировых рынков, прежде всего по энергоносителям. В обозримой перспективе все эти негативные явления сохранятся, считает Гойхман.

«На таком фоне и динамика инвестиций не выглядит удовлетворительной. Позитив есть, по данным Росстата, темп роста инвестиций в основной капитал составил 4,1% за три квартала 2018 года. Годом ранее показатель был лишь 3%. Однако такая динамика недостаточна для обеспечения темпов роста ВВП до уровня выше среднемировых», — отмечает собеседник News.ru.

По его оценке, чтобы добиться вхождения России в первую пятёрку экономик мира, необходим темп наращивания инвестиций примерно в два раза выше нынешнего. В свою очередь ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский убеждён: от роста экономики должно выигрывать всё население, а государство должно перераспределять доходы в пользу малого и среднего бизнеса.

«Поскольку основным драйвером роста является дорогая нефть, от этого выигрывает в первую очередь повышающее акцизы государство, во-вторую — нефтяники. Доминирование госсектора в экономике действительно остаётся одной из главных проблем, препятствующих улучшению благосостояния граждан», — говорит Капустянский.