Дональд Трамп анонсировал введение пошлин против некоторых стран. В частности, Китаю, Индии и ЕС придется подготовиться к мерам со стороны США, которые должны вступить в силу 2 апреля. Торговая война уже началась. Рассказываем, что этот конфликт значит для России и БРИКС и пойдет ли он на пользу нашей экономике.
Что сказал Трамп в своем обращении в Конгрессе США
В ночь на 5 марта президент США Дональд Трамп выступил перед конгрессом с посланием «О положении страны». Он много говорил об экономической политике Штатов, при этом часть его речи была посвящена пошлинам. Тем, кто производит товары не в США, Трамп пригрозил довольно «значительными» тарифами и напомнил, что другие страны десятилетиями взимали пошлины с американских товаров. К числу таких государств президент отнес Европейский союз, Китай, Бразилию, Индию, Мексику и Канаду.
По словам Трампа, Индия облагает американскую автомобильную продукцию пошлинами на уровне выше 100%, а китайские пошлины в среднем вдвое выше американских. Он назвал эту ситуацию «крайне несправедливой». «2 апреля вступают в силу взаимные тарифы. Что бы они ни наложили на нас, мы наложим на них. Это будет взаимное действие: что бы они ни сделали, мы ответим тем же», — подчеркнул Трамп.
Американский президент пообещал, что новые тарифы принесут госбюджету США триллионы долларов и помогут создать новые рабочие места.
Какие тарифы уже начали действовать в США
С 4 марта США ввели пошлины на импорт товаров из Канады, ставки составят 25% от таможенной стоимости. По оценкам Оттавы, речь идет о продукции на общую сумму в 155 млрд канадских долларов (порядка $107,4 млрд). Исключением стали энергоресурсы, поставлять которые в Соединенные Штаты можно будет по ставке в 10%.
Аналогичные пошлины в размере 25% Белый дом ввел в отношении продукции из Мексики. Кроме того, США повысили тарифы на товары из Китая с 10% до 20%, объяснив такой шаг «неспособностью правительства КНР принять меры по сдерживанию потока синтетических опиоидов, включая фентанил». По словам Трампа, поставки фентанила являются «чрезвычайной угрозой национальной безопасности».

Как на это отреагировали торговые партнеры США
Канадский премьер-министр Джастин Трюдо назвал агрессивную политику Трампа в отношении Канады неприемлемой, напомнив, что североамериканское государство является «ближайшим партнером и союзником» США. Он подчеркнул, что в подобных условиях Оттаве не оставалось иного выхода, кроме как нанести Вашингтону ответный торговый удар. Поэтому с 4 марта тариф на ввоз американских товаров в Канаду составит 25% от их таможенной стоимости.
Премьер-министр Онтарио (провинция в центральной части Канады) Даг Форд назвал пошлины «абсолютной катастрофой» для обоих государств, которая обернется проблемами и для канадцев, и для американцев, и пообещал прекратить трансграничную передачу электроэнергии из Онтарио в США. К слову, тремя крупнейшими потребителями произведенной в Онтарио электроэнергии являются Нью-Йорк, Мичиган и Миннесота.
Китай в ответ на расширение американских тарифов 10 марта введет пошлины на некоторые сельхозтовары из США. По сообщению комитета по таможенным пошлинам Госсовета КНР, 15%-ные тарифы будут введены на поставки мяса курицы, пшеницы, кукурузы и хлопка, 10%-ные — на сорго, соевые бобы, говядину, свинину, а также фрукты, овощи и молочную продукцию.
Зачем страны начинают торговые войны
По мнению доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Екатерины Новиковой, торговые войны следует рассматривать на фоне реорганизации всей мировой экономики, в результате чего мы получим два больших интеграционных объединения — во главе с Китаем и под руководством США.
Усиливающийся конфликт Штатов и КНР эксперт объясняет переходом на новый технологический уклад (создание микропроцессоров, больших баз данных и искусственного интеллекта). А это приводит к новому витку борьбы за рынки, природные (включая редкие металлы) и человеческие ресурсы (в качестве рабочей силы и потребительского рынка).

Чем торговая война грозит самим США
Противостояние может обернуться серьезными рисками для самих США. Например, импорт Штатов в Канаду и Мексику превышает $900 млрд в год, введение пошлин против этих стран «нанесет серьезный удар по высокоинтегрированной экономике Северной Америки», считают экономисты и руководители компаний. Федеральные резервные банки отдельных штатов уже начали снижать ожидания от роста ВВП по итогам первого квартала.
Индекс доверия потребителей в США в феврале продемонстрировал наибольшее месячное падение за более чем четыре года: американцев беспокоит то, как тарифы и инфляция повлияют на перспективы экономики.
Что это значит для стран — участниц БРИКС
В топ-3 крупнейших торговых партнеров США по импорту входят Мексика, Канада и Китай, напоминает NEWS.ru руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. По ее словам, наиболее чувствительны к тарифным войнам Мексика и Канада, у которых на США приходится около 80% экспорта.
«Экономика Китая сейчас значительно менее зависима от внешней торговли, чем в начале нулевых: сейчас доля торговли в ВВП составляет 37%, тогда как в 2006 году достигала 64%», — указывает эксперт. При этом и зависимость Китая от американского рынка сократилась — сейчас доля США в экспорте Китая составляет около 15% против примерно 19% перед первой торговой войной 2018–2019 годов, продолжает Беленькая.
У Индии доля экспорта товаров в США составляет 17,9%, у Южной Кореи — около 18%, у Бразилии — около 11%. «Таким образом, из стран БРИКС наиболее существенная угроза тарифной войны у Китая, отчасти у Индии и Бразилии», — полагает эксперт.
Дополнительным ударом для китайского экспорта может стать требование Трампа к третьим странам (например, сейчас к Мексике) ввести импортные пошлины для товаров из Китая (китайские компании переносили производство в Мексику для дальнейшего экспорта в США), считает собеседница NEWS.ru.
По словам Екатерины Новиковой, рынок БРИКС настолько самодостаточен, что может обойтись и своими внутренними резервами, тем более что процесс формирования союза БРИКС еще не закончен.

«В будущем мы можем наблюдать процесс ценообразования для товаров внутри БРИКС (по наиболее выгодной цене) и вне объединения (по завышенной цене). То же самое будет происходить и в рамках западного блока стран», — прогнозирует она.
Что это значит непосредственно для России
Россия прямым участником развязанной США торговой войны не является, но может выиграть от сложившейся ситуации. По мнению Новиковой, происходящее, вероятно, положительно скажется на конкурентоспособности нашей страны. После введения КНР пошлины в 10–15% на американскую сельхозпродукцию на китайский рынок с удовольствием придут желающие занять ее место. В том числе это могут быть и отечественные поставщики. Например, они могли бы нарастить поставки зерновых или экспорт мясной продукции, полагает Новикова.
И, напротив, поток китайских товаров, ориентированных на американский рынок, возможно, частично перенаправят в РФ, допускает в беседе с NEWS.ru вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер. «В целом на фоне общего потепления делового климата и текущей геополитической обстановки конкурентоспособность России усиливается, что стимулирует иностранных партнеров к более активному взаимодействию, включая размещение производственных мощностей», — говорит эксперт.
Экспорт России в США незначителен (в 2024 году — около $3 млрд при общем объеме российского экспорта в $433 млрд), поэтому прямого влияния на российскую экономику американские тарифы иметь не будут, говорит Беленькая. Если бы вдруг американские санкции были отменены или приостановлены, то российские компании могли бы попробовать занять часть освободившейся ниши других стран, например по энергоресурсам и металлам. Но пока этот сценарий не просматривается, полагает эксперт.
Негативное же влияние на российскую экономику может выразиться в замедлении роста экономики Китая из-за торговых войн, и при этом упадут спрос и цены на товары российского сырьевого экспорта. Но пока об этом говорить тоже преждевременно, резюмирует Беленькая.
Читайте также:
Трамп пригрозил Канаде усилением давления в случае ответа Оттавы
Что будет с долларом при Трампе: почему он падает к рублю
Трамп «уронит» нефть до $40: чем это грозит РФ, рухнет ли рубль