Современные дети, в отличие от большинства пап и мам, смотрят на мир более трезвым взглядом и о будущем финансовом благополучии задумываются едва ли не с пелёнок. А вступив в пубертатный период, демонстрируют весьма зрелое для юного возраста отношение к деньгам.

Карманные деньги дети получали во все времена. Разнилась лишь сумма, которая зависела от возможностей родителей. Кстати, некоторые родители превращали это в зарабатывание — за хорошие оценки, помощь по дому. Кто-то давал деньги целенаправленно — на школьные завтраки, кино, мороженое. Редкие родители выдавали любимому чаду очередную сумму денег просто «чтобы были».

Подавляющее большинство современных школьников от 12 до 17 лет, принимавших участие в опросе ВЦИОМ (87%), получают деньги на карманные расходы, а ещё 40% — уже имеют сбережения.

При этом к вопросу сохранения и приумножения полученных денег нынешние подростки относятся куда серьёзнее. Например, на вопрос о том, как они готовы распорядиться подаренными пятью тысячами рублей, 51% опрошенных ответили, что часть денег потратят, а часть отложат, а 31% респондентов намерены отложить всю сумму. И только 18% готовы потратить все деньги на своё усмотрение.

Интересно, что большинство респондентов понимают, в чём суть банковских услуг и продуктов, о которых их сверстники века прошлого даже не подозревали. Так, 68% знают, что такое кредит, 62% — мобильный банк, 61% — кредитная карта, по 57% — обмен валюты и денежные переводы, 54% — ипотека, 52% — интернет-банк, более 40% — о некоторых счетах, причём 9% имеют представление даже о брокерском/инвестиционном счёте, и только 8% не знают ни об одной из услуг.

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Впрочем, глядя, как лихо подростки обращаются со всевозможными гаджетами, стоит ли удивляться тому, что 19% респондентов уже имеют банковские карты, пусть даже привязанные к счёту родителей? Правда, здесь стоит учесть возраст владельцев карт: если среди 12–14-летних подростков они есть только у 8%, то среди 15–17-летних таковых уже 32%. Кстати, 34% опрошенных хотели бы пользоваться банковской картой, причём среди 12–14-летних таковых больше, чем среди их старших товарищей.

Ещё 31% респондентов пользуется электронным кошельком или мобильными приложениями для совершения платежей.

Интересно, что в числе дополнительных знаний, которыми хотели бы овладеть современные школьники, не только иностранные языки, информатика, спорт, искусство, но и экономика и финансы, которые особенно интересуют 15–17-летних ребят (20%), и право и юриспруденция — 16% в этой же возрастной группе.

Надо отдать должное нынешним школьникам, которые на первое место в списке навыков, которыми должен обладать современный образованный человек, поставили письменную грамотность (57%), а на второе место — начитанность (36%). Может, и хотелось бы видеть здесь более весомые цифры, но и эти обнадёживают.

Стоит отметить, что согласно опросу аналитической службы «Рамблера» 71% россиян считает, что карманные деньги детям давать нужно, но «на самое необходимое». При этом 17% полагают, что это может научить ребёнка обращаться с деньгами.

Дмитрий Климишин, управляющий директор АО «Издательство «Просвещение»: «Тема исследования, проведённого ВЦИОМ, крайне актуальна и чрезвычайно важна. Очень важно, чтобы выпускники школ, выходя в самостоятельную жизнь, обладали не только теоретическими знаниями, но и навыками, которые пригодятся им во взрослой жизни, в том числе навыками предпринимательской деятельности. Это позволит им быть успешными в бизнесе, если они выберут эту дорогу, или просто вдумчиво рассчитать домашний бюджет. Учитывая этот фактор, Центробанком России и „Просвещением“ выпущен учебно-методический комплекс „Основы финансовой грамотности“, который органично интегрируется с процессами, встречающимися школьникам в повседневной жизни, и, надеюсь, поможет в познании этой интересной и важной сферы».

Вообще-то, по уровню финансовой грамотности нынешние школьники явно опережают родителей, не говоря уже о дедушках и бабушках. Например, в Москве регулярно проходят всевозможные занятия по этой теме. Причём рассказывают ребятам не только о классических финансовых инструментах, но и о самых современных. Так, 3 февраля в рамках проекта «Субботы московского школьника» можно будет узнать, что такое майнинг криптовалют, чем биткоин отличается от электронных денежных средств и каковы перспективы легализации киберденег.

А что у них?

Карманные деньги, разумеется, имеют не только российские подростки. Например, в Германии, по данным опроса, каждый из 7,17 млн мальчиков и девочек в возрасте от 4 до 13 лет получает в среднем несколько сот евро карманных денег и денежных подарков в год. А 10–13-летние мальчики получают около 654 евро в год, сообщает Rusverlag.de.

Фото: TASS/AP Photo/Kin Cheung

Обращает внимание тот факт, что мальчики получают в среднем больше денег, чем девочки. Ну а тратят деньги на вполне знакомые каждому ребёнку радости: печенье, конфеты, жевательные резинки, мороженое, комиксы.

А вот юные чехи, получая около 650 крон в месяц на карманные расходы, мечтают о вдвое большей сумме. При этом, как сообщает Aroundprague.cz, родители как раз хотели бы уменьшить выдаваемую сумму.

В то же время английский сервис Osper, следуя тренду, предлагает выпускать специальные дебетовые карты для детей, этакие современные карманные деньги. Разумеется, эти карты подключат к мобильному приложению родителей, чтобы те могли вовремя отслеживать траты и блокировать ненужные.

Как ни упирайся, а традиция (да и необходимость) давать детям карманные деньги вряд ли будет когда-то нарушена. Но вот формы её с развитием технологий явно будут меняться. А подрастающие поколения скоро будут проводить уроки финансовой грамотности родителям. Уж больно быстро всё меняется.