На Российском инвестиционном форуме, что проходит сейчас в Сочи, вчера заработала «фабрика проектного финансирования» на базе Внешэкономбанка. Это стало следствием того, что президент России Владимир Путин на пленарном заседании ХХI Петербургского международного форума предложил внедрить новый для России механизм «инфраструктурной ипотеки» для инвесторов. Судя по последним новостям, вопросы внедрения этого механизма вовсю обсуждаются и Минэком, и Минфином. Планируется введение этой программы уже со второй половины 2018 года. Что это за новый инструмент? В чём его суть? И в чём его отличие от обычной «квартирной» ипотеки, News.ru узнал у доцента ИОН РАНХиГС, эксперта Экспертного цента «ПОРА» Александра Воротникова.

— Александр Михайлович, объясните, пожалуйста, в чём суть нового государственного механизма?

— Инфраструктурная ипотека — это один из механизмов государственно-частного партнёрства, уже даже появился термин «ГЧП 2.0», то есть новый его продвинутый уровень. Говоря проще, это залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остаётся у должника (кредитополучателя). То есть объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит. Этот инструмент также предполагает расширить инструментарий и возможности организаций по выпуску и использованию такого инструмента секьюритизации, как облигации. Появляется возможность брать кредиты из разных источников, например, из банка и негосударственного пенсионного фонда одновременно. Такой проект будет структурировать Внешэкономбанк. Именно в нём и создаётся фабрика проектного финансирования.

— Как будет работать фабрика проектного финансирования?

— Этот инструмент предполагает работу в несколько этапов: центр компетенции Внешэкономбанка проводит маркетинговый анализ и помогает в создании бизнес-модели, центр структурирования формирует оптимальную структуру сделки и механизм синдикации (предоставление кредита двумя и более заёмщиками). Центр мониторинга следит за исполнением кредитного соглашения и ситуацией на рынке. Внешэкономбанк будет структурировать проекты по уровню риска.

Александр ВоротниковФото: facebook.com/Александр ВоротниковАлександр Воротников

— То есть, если инвестор хочет сделать определённый проект, он идёт с ним во Внешэкономбанк и получает под это дело кредит?

— Не совсем так, кредит он получает в других организациях, а банк больше занимается организацией проекта, хотя тоже может финансировать проект.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

— Почему этот инструмент называется «ипотекой»?

— В обычной ипотеке главное то, что закладываются квартиры. Точно также происходит и здесь, потому что закладывается недвижимость. Но к «квартирной» ипотеке этот механизм никакого отношения не имеет. Просто используется родственный термин.

— В чем отличие инфраструктурной ипотеки от обычной? По обычной ипотеке приобретается квартира, а по инфраструктурной — строится новый инфраструктурный объект.

— Внедрение ИИ (инфраструктурная ипотека. — News.ru) даёт возможность синдицирования кредитов, выпускать облигации, а самое важное — это использование госгарантий. Это уже предполагает внесение изменений в законы. На сегодняшний день часть изменений уже внесена: и о синдицировании кредитов, и о секьюритизации (безопасности) кредитов. Одним из вариантов секьюритизации является выпуск облигаций, которые либо могут выйти на рынок, либо их выкупают институциональные инвесторы, например, пенсионный фонд или страховые компании.

— Мне кажется, может появиться немало коррупционных схем...

Фото: ТАСС/Артём Коротаев

— Как раз коррупционные схемы в этом механизме весьма сложно придумать. Существуют технологии, всё будет идти через Внешэкономбанк. За проектом будут следить, во-первых, банк, то есть квалифицированный эксперт, а, во-вторых, раз используется государственная гарантия, значит, и государство, в лице Минфина не отпускает его из виду.

— Кто может быть заинтересован в инфраструктурной ипотеке?

— В первую очередь, естественно, инвесторы, и конечно государство.

— В каких странах мира используются похожие инструменты?

— В США. Там работает серьёзный рынок облигаций и ценных бумаг.

— Среди регионов России есть желающие воспользоваться инфраструктурной ипотекой?

— Конечно, есть. Регионы хотят запускать большие проекты, стоимость которых доходит до 100 млрд рублей. Это и Мурманский транспортный узел, и Северный широтный ход и другие инфраструктурные проекты. Под эти проекты нужно серьёзное финансирование, но на это не идут банки, так как для них это невыгодно — нужно «замораживать» очень много денег. Такой механизм как инфраструктурная ипотека все эти вопросы снимает, потому что здесь участвует государство с его гарантиями. Также происходит микширование кредитов — появляется возможность привлекать кредиты из разных источников. И, в-третьих, выпускаются облигации, которые выходят на рынок и покупаются. Эти детали сделают рынок более безопасным. Регионы очень ждут этого инструмента, так как многие проекты без него невозможны.