Богатые должны выходить на пенсию позже, бедные — раньше. Это позволит устранить неравенство между людьми с низкими и высокими доходами, касающееся соотношения лет, проведённых на пенсии, и продолжительности трудовой жизни. К такому выводу пришла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проанализировав особенности пенсионных систем шести стран: Канады, Чили, Великобритании, Южной Кореи, Мексики и США. Доклад ОЭСР носит чисто рекомендательный характер и едва ли станет сигналом для правительств, включая российское, отмечают опрошенные News.ru эксперты.
В качестве иллюстрации ОЭСР приводит статистику по США, где 1% наиболее богатых мужчин живёт на 14,6 года дольше, чем 1% наиболее бедных (в случае с женщинами разница составляет 10 лет). В то же время американцы с низкими доходами начинают работать раньше (в среднем в 18 лет) высокооплачиваемых сограждан (в 24 года). Соответственно, последние не только проводят больше лет на пенсии, но и быстрее зарабатывают необходимую для её выплаты сумму. В итоге, пишет «Коммерсант», это усиливает неравенство в стоимости пенсионного года.
«Справедливые» параметры
Аналитики ОЭСР предложили свои варианты возраста выхода на пенсию для разных групп, чтобы все они могли провести на пенсии треть своей жизни. В среднем в шести фигурирующих в докладе странах разница в возрасте дожития в зависимости от дохода составляет в реальности три-четыре года для мужчин (в среднем он равен 20 годам) и два-три года для женщин (22 года). «Справедливым» возрастом выхода на пенсию ОЭСР считает, например, 68 лет для мужчин с высоким уровнем дохода в Южной Корее и 60 лет — для высокооплачиваемых американских мужчин. А для работающих женщин в Чили — соответственно 69 и 62 года.
В России, напомним, пенсионный возраст повышен до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин, закон начнёт действовать с 2019 года. Первыми в 65 лет выйдут на пенсию мужчины 1963 года рождения. Вероятность дожить до этого времени у представителей сильного пола составляет 82,6%, подсчитали в ВШЭ. Однако получается, что 17,4% умрут раньше.
Между тем, по словам экспертов, в мире не существует идеальной пенсионной системы, некоего эталона, который можно универсально использовать. Поскольку в разных странах меняются продолжительность жизни, соотношение между работающим и неработающим населением, пенсионные механизмы постоянно реформируются. Скажем, американскую практику нельзя автоматически переложить на Россию, так как в США пенсионная система тесно связана с хорошо работающим фондовым рынком, с мощной экономикой. В Дании пенсионеры получают в среднем €2500 (188,5 тыс. рублей), но при этом платят очень высокие налоги, которые в России трудно представить.
Для России неактуально
Комментируя для News.ru предложения ОЭСР, доктор экономических наук Сергей Смирнов выразил убеждённость, что они не будут реализованы. По его словам, речь в данном случае идёт лишь об аналитической выкладке, которая может послужить мотивацией для рядовых людей, но никак не руководством к действию для правительств.
«Кто-то прочтёт и подумает, что если он увеличит своё состояние, то и проживёт дольше. На самом деле многое зависит от параметров пенсионной системы: те же самые богатые отчисляют больше страховых взносов. Почему эти люди должны быть ущемлены в правах? Почему они не могут получить в качестве бонусов пару лет жизни дольше на пенсии?» — задаётся вопросом эксперт.
По его мнению, для России рекомендации ОЭСР ещё менее значимы, чем для остального мира. И прислушиваться к ним правительство не будет, тем более что властям достаточно всей той нервотрёпки, что возникла из-за пенсионной реформы. Кроме того, отечественный рынок труда отмечен такими подспудными, не учитываемыми факторами, как более нервная работа, вероятность отъёма бизнеса или потери рабочего места, в результате чего человек с высоким уровнем дохода мгновенно становится бедным.
«Для России эти выводы вообще неактуальны, — согласен проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. — Средняя продолжительность жизни у нас значительно меньше, а исследования показывают, что занятость в возрасте 70 лет составляет всего 4,5%. Тут важна востребованность на рынке труда. Одно дело, когда имеет свой бизнес и работает самостоятельно, "до смерти". И совсем другое дело, когда это наёмный работник, зависящий не только от себя, но и от пожеланий работодателя».
По словам Сафонова, в докладе ОЭСР речь идёт о неравенстве, связанном прежде всего с трудоспособностью. Трудоспособность зависит от физических возможностей и когнитивных, то есть умственных, способностей. Научные работники не могут в 70 лет выдавать те же результаты, что в 60 или 50. На восьмом десятке невозможно оставаться брокером из-за высоких нагрузок, заметил эксперт в беседе с News.ru