Инициатива президента Владимира Путина по смягчению пенсионной реформы потребует от чиновников изыскать дополнительные средства из бюджета. Речь идёт о как минимум дополнительных 3,2 трлн рублей. Справятся ли чиновники с поставленной задачей и где взять на это деньги — подробности в материале News.ru.
Владимир Путин в своём телеобращении предложил установить для женщин возраст выхода на пенсию 60 лет, а не 63 года, как предполагалось ранее, обеспечить досрочный выход на пенсию многодетным матерям, а также уменьшить стаж для досрочного выхода на пенсию. Глава государства, помимо этого, поручил разработать дополнительные гарантии для лиц предпенсионного возраста.
«Ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 млрд рублей», — сообщил президент.
При этом Путин, говоря о способах решения проблемы, коснулся темы возможной реализации госсобственности. Например, как вариант, рассматривалась возможность продажи зданий Пенсионного фонда. По оценкам, общая стоимость этих объектов составляет 120 млрд рублей. Таким образом, после реализации недвижимости государство сможет выплачивать пенсии лишь около шести дней, что не является выходом.
«Они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю», — отметил Путин.
63 года для бюджета лучше
Как заявила вице-премьер Татьяна Голикова, бюджет лишится 3,2 трлн рублей в связи с тем, что выход женщин на пенсию не будет осуществляться в ранее обговоренные 63 года. По её словам, государству невыгодно отпускать на пенсию в 60 лет. Но единого мнения кабмин так и не смог выработать, и вокруг ситуации постоянно велись споры.
Всего же изменения коснутся свыше 2,4 млн россиянок. Голикова напомнила, что исторически сложилось так, что женщины в СССР и РФ несут большие обременения при воспитании детей.
Вице-премьер также отметила, что предложение главы государства по программе переквалификации для лиц предпенсионного возраста исчисляется 30 млрд рублей в течение шести лет. Инициатива охватит около 75 тысяч человек. Дальнейшая работа будет происходить в координации с регионами страны.
На увеличение пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста на протяжении периода шести лет уйдёт 31,8 млрд рублей. Программа коснётся более 65,5 тысячи человек.
Кроме того, на повышение пенсий труженикам села с большим стажем потратят 16,7 млрд рублей в 2019 году, а в ближайшие шесть лет —117 млрд. По мнению Голиковой, инициатива затронет 1 млн россиян. При этом прибавка к пенсии для этой категории будет равняться от 1300 рублей в следующем до 1800 рублей к 2024 году. В настоящее время чиновники как раз согласовывают списки профессий, имеющие стаж работы на селе.
Помимо этого, говоря о сокращении стажа для досрочного выхода на пенсию с 45 до 42 лет для мужчин и с 40 до 37 лет для женщин, она констатировала, что стоимость этого «мероприятия для государства» будет равна 57,4 млрд рублей.
По её словам, кабмин предложит стратегию достижения размера пенсии не менее 40% от заработка с учётом президентских изменений.
Напомним, что Госдума ратифицировала 102-ю конвенцию Международной организации труда по нормам социального обеспечения. Однако сейчас на первое место выплыли более высокие темпы индексации пенсии, чем действовавшие ранее.
Голикова выразила уверенность, что лишь после 2024 года пенсия сможет индексироваться выше уровня инфляции, подчеркнув, что для пенсионеров сохранят до 2028 года льготы по налогу на недвижимость.
Согласно нормам конвенции, коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен доходить до отметки 40%. В этой связи Минтруд подготовил методику расчёта коэффициента замещения прежнего заработка для соцобеспечения по старости, инвалидности, а также по случаю потери кормильца. Документ должен вступить в силу с 1 января 2019 года вместе с законопроектом, касающимся пенсий россиян.
Голикова подчеркнула, что методология МОТ отличается от упрощенного подхода, действующего в РФ. Она пояснила, что у нас берётся средний размер пенсии и соотносится со средней зарплатой по экономике. В этой связи предлагается внести изменения в расчёты и разработать стратегию достижения 40%.
Всё дело в трансфертах из бюджета
Со своей стороны, министр финансов Антон Силуанов заявил, что реализация предложений Путина потребует 500 млрд рублей в течение шести лет. Деньги, прежде всего, пойдут на улучшение социального обеспечения пенсионеров, в том числе и людей предпенсионного возраста.
Силуанов подчеркнул, что бюджетные планы государства в связи с инициативой президента требуют уточнения, в частности, речь идёт о проектировках бюджета Пенсионного фонда (будут реализованы в трехлетний и шестилетний периоды).
По заверению первого вице-премьера, все ресурсы будут изысканы в бюджете Пенсионного фонда, а объём трансферта из федерального бюджета ПФР будет обеспечивать высказанные главой государства инициативы. Он также подчеркнул, что в ходе реализации пенсионной реформы некоторые эксперты полагали, что инициатива кабмина связана в том числе с экономией на трансфертах ПФР.
При этом, в 2019 году трансферт Пенсионному фонду будет даже увеличен. В этой связи ПФР направит все ресурсы на повышение пенсий.
Дефицит ПФР
Между тем, согласно ожиданиям, дефицит бюджета ПФР в 2018 году увеличится в 2,4 раза до 257 млрд рублей. Он предусмотрен подготовленными Минтрудом поправками в связи с сокращением трансферта и увеличением пенсионных расходов.
Ранее прогнозировавшийся дефицит составлял 106,6 млрд рублей. Общие доходы, по оценкам ведомства, сократятся на 66,7 млрд рублей, а расходы возрастут на 83,5 млрд рублей. Согласно имеющимся поправкам, трансферт из федерального бюджета сократится на 68,3 млрд рублей, а расходы на выплату страховой пенсии взлетят на 89,4 млрд рублей.
Как таковые доходы ПФР формируются на 40% из трансферта, перечисляемого из федерального бюджета. В 2018 году трансферт составит порядка 3,28 трлн рублей.
Индексация по плану
Глава Минтруда Максим Топилин считает, что смягчение законопроекта в итоге не приведёт к изменению планов по темпам индексации пенсий.
При реализации реформы будут задействованы все необходимые резервы федерального бюджета, а также Пенсионного фонда.
Он подчеркнул, что ведомство ранее предполагало увеличение пенсии ежегодно на 1000 рублей в течение шести лет. Тем самым средняя страховая пенсия для неработающих пенсионеров будет доведена до 20 тысяч рублей в 2024 году. Эта инициатива сохраняется, и никаких изменений не планируется. Топилин заявил, что на это имеются все необходимые ресурсы.
Примечательно, что пенсии работающим пенсионерам не индексировались с 1 января 2016 года.
В 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец текущего года. В предстоящие шесть лет государство будет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. Сейчас это 14 144 рубля.
Та неразбериха и суматоха, которые сложились сейчас вокруг темы пенсий, могут обернуться для граждан тем, что в итоге работу не смогут найти не только старые, но и молодые. Несмотря на все заверения чиновников, что государство будет оберегать людей предпенсионного возраста и строго следить за тем, чтобы таких людей не увольняли из-за того, что они уже «старые», пока слабо верится в то, что эта категория граждан будет под надёжной защитой.
Работодатель, а зачастую и сами коллеги, могут пытаться изжить таких людей из коллектива, чтобы они добровольно покинули компанию.
А молодые столкнутся с трудностями, что все их вакансии уже заняты пенсионерами и людьми предпенсионного возраста. Именно в этой сфере может начаться нешуточная борьба поколений за рабочие места. И у каждого из них будет своя правда.
Артём Деев, ведущий аналитик AMarkets:
Цифра кажется огромной, но надо, прежде всего, иметь в виду две вещи: это не выпадающие доходы, а расходы, которых не удалось избежать, и второе — это не цифра одного года, а сумма за всё время проведения реформы. Так что в реальности это можно либо компенсировать дополнительными заимствованиями, либо дополнительными поступлениями (рост экономики вообще является решением большинства проблем). Кроме того, проблема дефицита Пенсионного фонда в любом случае радикально смягчается новой редакцией реформы. Впрочем, может оказаться необходимым возвращаться к подобной реформе ещё через 20−25 лет, поскольку взять ответственность за свою жизнь после ухода с работы по возрасту не может большинство населения ни в одной стране. Кстати, не будем ли мы через 20−25 лет жить в экономике с безусловным минимальным доходом? Кто знает.
Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра»:
Тема пенсионного возраста в России назрела давно. С 1932 года пенсионная реформа не менялась, а продолжительность жизни увеличивалась. При этом, если в 1970-х годах на одного пенсионера приходилось 3–4 работающих человека, то с демографической проблемой в стране эта цифра начала стремительно сокращаться, и на данный момент уже приходилось 1–2 работающих человека. Далее положение только бы усугублялось. Многие пенсионеры трудились в теневом секторе неофициально, что не приносило доходов в бюджет страны. Сейчас данная реформа буквально будет заставлять устраиваться официально. Что касается средств на новую пенсионную реформу, то они в большей части будут обеспечиваться из бюджета ПФР, поскольку и со стороны федерального бюджета будут реализованы необходимые объемы в Пенсионный фонд. Озвученное окончательное решение Путиным по поводу пенсионной реформы для Силуанова и Голиковой было ожидаемо. Но сколько именно будет затрачено средства на такой по сути не простой переходный процесс — вопрос остаётся открытым. И будет требовать дополнительных корректировок бюджета Пенсионного фонда на трехлетний и шестилетний периоды.
Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик TeleTrade:
Стоимость смягчения пенсионной реформы озвучена, и эти деньги в России есть, их не надо специально где-то искать. Потому что речь идёт не о дополнительных расходах: дополнительными эти расходы кажутся или являются, только если сравнивать их с первоначально озвученным максимально жёстким вариантом пенсионной реформы, без всех внесённых президентом корректировок. По сути же, когда министр Голикова называет цифру 3,6 трлн рублей, в которые бюджету "обойдётся" дополнительно повышение пенсионного возраста для женщин на 5, а не на 8 лет, то это означает, что по сравнению с сегодняшней ситуацией, при нынешнем пенсионном законодательстве, бюджет всё равно сэкономит, в этом нет сомнения. Просто сэкономит на 3,6 трлн рублей меньше. То же самое и с расходами для права выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста, что потребует по расчётам около 500 млрд рублей: пенсионный возраст для этих групп людей всё равно сдвигается, просто сдвигается меньше, а значит, Пенсионный фонд придётся дотировать из бюджета тоже в меньших объёмах, нежели сейчас.
Названные выше две меры по недополученной экономии, которая была возможна в старом варианте пенсионной реформы, тянут по деньгам суммарно за 6 лет примерно на 1/5 часть от нынешних ежегодных дотаций Пенсионному фонду, которые составляют в год около 3,3 трлн рублей. Но экономится будущих дотаций в итоге намного больше, точные цифры ещё предстоит оценить и, возможно, озвучить специалистам из правительства, но приблизительно оценка по пропорции показывает в потенциале экономию не менее, чем если 3,6 трлн рублей поделить на три лишних женских года и умножить на пять лет фактического сдвига пенсионного возраста, после чего умножим это оценочно на два, чтобы учесть и мужчин. Получим цифру не менее 12 трлн рублей бюджетной экономии на дотации за шесть лет. Часть этой суммы будет потрачена, само собой, на повышение пенсий. И рассчитаны эти повышения наверняка будут примерно так, чтобы не менее 2/3 от сэкономленной суммы ушли именно на повышение пенсий.
Пенсии сейчас обходятся в день Пенсионному фонду и бюджету примерно в 20 млрд рублей ежедневно. Получается, что в плюс к названным выше суммам, если следовать оценкам Голиковой, то ещё порядка 257 млрд рублей, то есть порядка пенсионных выплат за две недели, уйдут на различные льготы многодетным матерям, для определённых тяжёлых физически профессий или малочисленных народов Севера, и что особенно массово затронет многих — конечно же, на сохранение прав граждан по стажу ещё и с сокращением минимального стажа выхода на пенсию в общем случае с 45 до 42 лет, для женщин с 40 до 37 лет. И на самом деле, это если не самая главная, то очень важная и критичная для многих людей поправка к закону от Путина, которая изменит отношений многих к пенсионной реформе.
Денис Друщляк, аналитик центра «Митчелдин»:
Выступление президента по пенсионному вопросу подняло дискуссию по повышению пенсионного возраста на новый уровень. Теперь небольшое смягчение в пенсионной системе подаётся как потери бюджета на сотни миллиардов или даже триллионов рублей. Что интересно, дележ шкуры неубитого медведя (будущих выплат гражданам на пенсии, которых те не увидят) подаётся, как серьезная проблема в наполнении обеспечения пенсионной системы. Между тем, чиновники лукавят, когда предоставляют эти цифры. Ни 4 трлн, ни 500 млрд рублей — это не расходы, которые появились после смягчения реформы, а расходы, которые ранее уже были внесены в бюджет и оттуда их выбрасывают в ходе изменений. Кроме того, в подсчетах не прописаны расходы, которые неизбежно возникнут в ходе проведения самой реформы, как по мягкому, так и по жесткому вариантам, поскольку прямые потери государства начнутся больше не из-за экономии на выплатах молодым пенсионерам (те, кто только должен выйти на заслуженный отдых), а из-за увеличения обязательств перед теми, кто всё-таки начнет получать пенсию в увеличенном размере (стаж, пенсионные права и размер базовой пенсии вырастут за 5 лет на 30-50%).
Расчётов, которые убедительно показывают положительную разницу между увеличенными выплатами пенсий после выхода граждан по новым правилам, переобучению и медицинской, социальной помощи людям предпенсионного возраста, а также решению вопросов с молодым поколением по его трудоустройству и экономией государства на введении повышения пенсионного возраста, до сих пор не предоставлено. Те расчёты, что имеются, остаются теоретическими выкладками, которые будут опровергнуты уже к 2022 году. К сожалению, государство снова берет на себя повышенные обязательства, которые будет покрывать за счёт увеличения налогов, ослабления рубля и роста эффективности экономики, но создаваемая реформа имеет очень временный характер и будет изменяться уже со следующего года.
Алексей Игнатенко, аналитик компании «ФинИст»:
В период с 2019 по 2028 год пенсионная система РФ получит 7,8 трлн рублей в результате повышения пенсионного возраста. Например, в 2019 году повышение пенсионного возраста даст системе до 2,9 трлн рублей, однако на увеличение пенсионного обеспечения потратят 3,29 трлн, в том числе средства из бюджетного трансферта. Российская пенсионная система не сможет нормально работать к 2030 году без повышения пенсионного возраста. Сегодня в России содержание одного пенсионера приходится на 1,8 работающего человека, если ничего не делать, то к 2030 году у нас на одного пенсионера будет приходиться один работающий.
Идея всей программы состоит в том, чтобы одного пенсионера содержало трое работающих людей. Что же, если сейчас ничего не делать, лучше явно не станет. Также правительством предусматривается законопроект об индивидуальном пенсионном капитале. ИПК можно будет использовать в случае непредвиденных обстоятельств и до выхода на пенсию, например, если человек заболел и ему требуются дополнительные средства. Также разрабатываются страховые механизмы для сохранения средств (в отличие от негосударственных пенсионных фондов, которые могут закрыться).