Кто бы мог подумать, что виновными в отставании мировой экономики смогут стать дети? Из-за того, что девочки не получают по различным причинам должного среднего образования, страны теряют в год до $30 трлн.
К такому неутешительному выводу пришли во Всемирном банке. Данная статистика действительно ужасает. Всего, по подсчётам экспертов, в мире насчитывается 132 млн девочек, которые не окончили школу. Примечательно, что ВБ считал исключительно представительниц слабого пола и не включал в это исследование данные по мальчикам. А цифры могли бы при этом быть совершенно иными. Но будем исходить из имеющихся расчётов.
Отмечается, что в среднем начальную школу оканчивают 89% девочек, а среднюю — только 77%. При этом статистика по бедным странам выглядит ещё печальнее: начальное образование получают 2/3 девочек, а полное среднее — лишь 1/3. Такая недоученность приводит к потерям $15–30 трлн в год для экономик всех стран. Но что это — упущенные возможности или же вынужденная необходимость?

Если посмотреть на проблему с другой стороны, то становится заметна интересная особенность. Если мировая экономика недополучает $30 трлн в год, то, стало быть, у неё есть хороший резерв, чтобы пополниться на эту сумму, если удастся решить все проблемы, связанные с образованием.
Всемирный банк считает, что девушки, окончившие среднюю школу, имеют возможность трудоустроиться на большие деньги. Так, разница в заработке в сравнении с теми, кто школу не закончил, достигает 100%. Кроме того, по мнению аналитиков, доступность образования приведёт к снижению риска рождаемости у несовершеннолетних, а также браков, заключаемых в юном возрасте. Но обратная сторона медали выглядит так: если нарушить ныне существующий баланс с образованием, то население планеты может, к сожалению, снизиться.
Россия за бортом не осталась
По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2017 года, в России насчитывались 16 тысяч 312 детей, которые не обучаются по различным причинам в средней школе, при этом девочек было 6403.

Между тем, согласно опросу Thomson Reuters, в России каждая пятая женщина сталкивалась с различными проявлениями дискриминации на работе. Наибольшее ущемление прав происходило по половому признаку (31%), столько же женщин страдало от авторитарного стиля управления. Дискриминацией в связи с возрастом сталкивались 13% опрошенных.
Как пояснила порталу News.ru эксперт «Международного финансового центра» Ольга Прохорова, за последнее столетие мир сделал большой шаг вперед направлении распространения и доступности образования. Из привилегии наличие образования стало само собой разумеющимся, но далеко не во всех странах.
В этом смысле показателен пример России, где до революции 1917 года население в большинстве своём (кроме интеллигенции) не умело читать и писать, но после революции массово создавались школы, училища, университеты, и уровень образования резко вырос.
«Тем не менее, наличие только образования сейчас уже не гарантирует трудовую занятость, в отличие от времен СССР, потому подсчитывать потери от отсутствия образования у девочек не вполне корректно, ведь даже получив образование, не каждая захочет работать. Это больше вопрос конкретного выбора, нежели государственных программ», — сказала она.
Но даже такой выбор у девочки должен быть, потому наличие качественной школы, университета — это обязательства государства.

По мнению руководителя группы анализа и исследований ICBF Павла Щипанова, человек — это единица производственного процесса, а значит, чем больше людей занято в создании продукта, тем больше товаров можно выпустить.
«Конечно, это достаточно устаревший подход, ведь на сегодняшний день роботы активно заменяют рабочую силу на заводах, таким образом основная польза от гендерного равенства на данный момент — это увеличение числа обученных работников и повышение конкуренции за ключевые должности», — подчеркнул он.
В результате повышаются эффективность и качество труда, что позволяет работодателям получать больше прибыли и инвестировать в расширение производства, создание новых рабочих мест и таким образом стимулировать экономический рост. Сейчас на женщин приходится менее 40% от глобального ВВП, и дальнейшее их вовлечение в экономику вполне может увеличить ее не только на $30 трлн, но и гораздо больше, считает эксперт.

В свою очередь валютный стратег TeleTrade Александр Егоров сказал, что образование, даже начального уровня, предоставляет более широкий спектр возможностей для интеграции в современные экономические реалии. Трудовая деятельность с большей зарплатой привносит в ВВП стран, а в конечном итоге, и в мировой ВВП больший вклад.
«Статистика и оценки Всемирного банка указывают на определенные резервы для развития мировой экономики. Но всем понятно, что проблему образования, даже начального, в странах с низким уровнем развития невозможно решить в течение десятилетий», — отметил он.
Это связано не только с тем, что существует нехватка преподавателей и материального обеспечения, есть еще и определённый уровень менталитета, в рамках которого отсутствие образования не мешает женщинам выполнять основное предназначение по воспроизводству рода.
По словам Егорова, эта проблема того же размаха, как и глобальное потепление. Таким образом, перспективы её решения уходят в далёкое будущее.

Между тем ведущий аналитик ЦСИТ Денис Владимиров подчеркнул, что во Всемирном банке подсчитали данные недополученной прибыли исходя из средних данных по заработной плате женщин со средним уровнем образования.
По его словам, тут вопрос не только средних данных по заработной плате, а вопрос наличия рабочих мест при увеличении количества образованных женщин.
«Вопрос гендерного равенства относительно занимаемых постов остаётся открытым. Широко известно, что женщины на руководящих постах в британских компаниях, например, зарабатывают примерно на 20% меньше по сравнению с мужчинами, занимающими аналогичные должности», — поделился эксперт.
То есть изначально вопрос стремления получать образование стоит не на первом месте.
В любом случае, какие бы ценности и традиции в семье ни были бы, какую религию ни исповедовало бы население, обучение — крайне важно. И необходимо его получать своевременно, а не догонять сверстников после многомесячных прогулов, ведь, как говорил Аристотель, «корень учения горек, да плод его сладок».