О сериале «Спящие» и писать бы не стоило: хвалить его не за что, ругать глупо. Сценарист Сергей Минаев, режиссёр Юрий Быков и продюсер Фёдор Бондарчук, поучаствовавший в проекте как актёр, создали нечто проходящее по ведомству пропаганды и агитации: довольно динамичное, техничное, крепкое жанрово и неизменно фальшивое.
Обилием роскошных интерьеров «Спящие» напоминают низкобюджетный сериал «Нюхач», где современным Шерлоком Холмсом оказывается человек с фантастическим обонянием, да и по части достоверности они с ним вполне сопоставимы. История о битве чекистов с американскими агентами и примкнувшими к ним либералами мелькнула бы на экране и забылась — люди освоили бюджет, и ладно, порадуемся за них, пусть всем будет хорошо. Но тут произошло то, на что никто не рассчитывал: режиссёр Юрий Быков покаялся в социальных сетях.
Он опубликовал пост в социальной сети «ВКонтакте»:
«Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди все-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен».
Некоторые либералы решили, что это троллинг и Быков над ними издевается. Сценарист Минаев призвал его к стойкости и написал в Facebook:
«Вы молодцы, конечно. Организовать такую скоординированную травлю Юры Быкова — такому не учат на Первом канале, не учат в ФСБ или администрации президента. И я вроде бы каждого из вас давно знаю и могу написать трактат на тему — удивительные мрази и где они обитают, — но все равно каждый раз поражаюсь, насколько филигранно вы умеете выбрать самого слабого, самого неустойчивого — и травить, травить его всей своей сворой».
Не промолчал и Фёдор Бондарчук:
«Если сравнивать с самыми оголтелыми православными мистиками или ура-патриотами, то они просто дети из церковного хора по сравнению с либеральной интеллигенцией, которая хочет сжечь и направить в ад всех создателей сериала».

Обсуждение сериала оказалось намного интереснее самого произведения. Консерваторы его вроде бы не защищали, а вот у тех, кто критиковал «Спящих», нашлись и добрые слова.
Они писали в соцсетях, что с точки зрения технологии сериал сделан качественно, что он динамичен, что это прорыв. Что с действительностью он соотносится слабо и надо относиться к нему как к фэнтези. К профессионализму режиссёра у них претензий не было, но пользователи соцсетей не могли понять, как человек, делавший качественное и острое авторское кино (быковский «Дурак» получил много престижных призов), мог вляпаться в эту историю. «Сжечь и направить в ад» они никого не пытались, тут у Фёдора Бондарчука, очевидно, заговорило подсознание. Но Юрий Быков и в самом деле очутился в непростой ситуации: среда, в которой он живёт и работает, придерживается совершенно других убеждений.

У Быкова они тоже есть. Он почвенник, но к либеральной интеллигенции относится с пониманием, он социалист и патриот, не путинец и не западник. Гламур, ориентированная на Запад и забывшая о национальных ценностях молодёжь ему совершенно не нравится. Вы спросите, при чём здесь Фёдор Бондарчук и не вылезающий из Лондона борец со скверной Минаев — ловкий писатель, преуспевающий журналист и бизнесмен, главный редактор гламурного журнала Esquire? Это хороший вопрос — тем более что Быков ещё в июне говорил о том, что в постпродакшн сериала, включая монтаж, он не участвовал.

«...Это проект Первого канала в сотрудничестве с Art Pictures Vision под руководством Федора Бондарчука. Но это не мой авторский проект... Я даже не монтировал картину. Меня практически не было на постпродакшн. В основном им занималась Елена Лапина — так называемый делегированный на проект продюсер, человек, который пригласил меня быть режиссером. С течением времени мы договорились, что в любом интервью я буду говорить, что это ее проект...»

Каяться Быкову раньше не доводилось, а вот с работы и из проектов он уходил. В молодость, в бытность актёром, — из Театра Армии, прямо во время репетиции спектакля, который стал ему неинтересен. Из сериала «Станица», режиссёром которого он был, — потому что не хотел снимать халтуру. (Позже ему пришлось выплатить два с лишним миллиона рублей неустойки.) Быков хотел снять фильм о конфликте на востоке Украины — и закрыл проект, так как не мог разобраться в том, что там происходит. Он снял две трети нашумевшего фильма «Время первых» — и был отстранён, так как продюсеры захотели сгладить и упростить историю, переориентироваться на более нетребовательную аудиторию. Имя Быкова из титров убрали по его собственному требованию.

Так что быковское покаяние выглядит вполне органично. Странно, что он не ушёл из «Спящих» раньше, ему не привыкать.
Если у этой истории и есть мораль, то она в том, что заказчикам надо лучше присматриваться к убеждениям исполнителей, чётче представлять, куда их может привести давление среды. Не стоит забывать и о действии стыда — из Facebook Быков ушёл за несколько недель до премьеры.
Но у связанного с его постом «ВКонтакте» скандала есть и хорошая сторона. Без него «Спящие» мелькнули бы на телеэкране и забылись, а теперь детище Бондарчука и Минаева заметили.