Старт в прокате одного из самых ожидаемых фильмов года — фантастического блокбастера «Хан Соло: Звёздные войны. Истории» — обернулся настоящей катастрофой: в американском прокате картина заработала всего $83,3 млн при ожидаемых 130–150 миллионах, в международном — лишь $65 млн. В России и СНГ фильм даже не смог стать лидером проката, собрав кассу в $3 млн (189,3 миллиона рублей), — на первой строчке оказалось продолжение «Дэдпула», идущее в прокате вторую неделю.

По подсчётам экспертов, Disney ждут большие убытки: при бюджете в минимум $250 млн без учёта расходов на подготовку релиза и рекламу фильму о молодом Хане Соло нужно собрать не меньше $700 млн в мировом прокате, но даже самые оптимистичные прогнозы говорят о том, что картина едва ли наберёт полмиллиарда.

Кадр из фильма «Дэдпул 2»Фото: «Двадцатый Век Фокс СНГ» Кадр из фильма «Дэдпул 2»

Причин такой катастрофы может быть несколько. Самая очевидная — конкуренция: в кино ещё идут третьи «Мстители» и второй «Дэдпул». Первые рекордно стартовали в прокате и даже на четвёртой неделе всё ещё сохраняют место в рейтинге самых кассовых картин. «Дэдпул 2» вторую неделю подряд лидирует в российском прокате, в американском и международном он всё же уступает «Хану Соло», но разрыв не слишком велик. Заработать большую кассу при столь серьёзных соперниках мог только выдающийся фильм, но новая часть франшизы «Звёздные войны» оказалась совсем не такой, и это вторая причина провала.

И критики, и зрители дали картине весьма прохладные отзывы. Фурора от «Хана Соло», являющегося не эпизодом, а лишь приквелом, воспроизводящим пробелы между эпизодами, мало кто ждал, но даже столь низкие ожидания картина не оправдала. Возможно, дело в том, что Disney резко поменял коней на переправе: первоначально режиссёрами проекта были Фил Лорд и Кристофер Миллер, известные своим умением даже из самой плохой идеи сделать очень качественное кино, как, например, в «Лего. Фильм». Однако в июне прошлого года Лорд и Миллер были уволены из-за серьёзных творческих разногласий со студией и сценаристами. Мы уже не узнаем, спасли бы они как-то откровенно слабого уже на этапе задумки «Хана Соло», но точно можно сказать: назначенному вместо них послушному Рону Ховарду, давшему жизнь как сильнейшим «Играм разума», так и провальному «Инферно», чудо не удалось.

Кто-то скажет: после ухода отца киновселенной Джорджа Лукаса все «Звёздные войны» были сплошным провалом. Но поспорим, в 2015 году Дж.Дж. Абрамсу удалось сделать вполне неплохой седьмой эпизод. «Пробуждение силы» было крайне успешным в прокате, став одним из самых кассовых фильмов в истории кино. Возможно, потому что Абрамс очень бережно отнёсся к первоисточнику и скрупулёзно перенёс в 2015 год и атмосферу, и эстетику вселенной, которая когда-то покорила сердца миллионов зрителей.

Кадр из фильма «Пробуждение силы»Фото: WDSSPRКадр из фильма «Пробуждение силы»

Его советам последовал Гарет Эдвардс, снимавший картину «Изгой-один: Звёздные войны. Истории». Прекрасно осознавая трудность миссии снять кино с известными последствиями практически без возможности фантазировать, он решил держаться курса Лукаса, лишь иногда разумно нарушая его заветы. Мудрость Эдвардса позволила фильму заработать в прокате чуть больше $1 млрд — отличный результат для приквела.

Райан Джонсон, режиссёр вышедшего на экраны в конце прошлого года девятого эпизода «Последние джедаи», пошёл по другому пути — попытался сделать фильм, отличный от прежних. Но слишком далеко отошёл от канона, перегрузил картину ненужными подробностями, попытался подогнать легенду под формат современного блокбастера. Результат был близок к провалу: эпизод заработал чуть больше $1,3 млрд.

Ховард оказался перед труднейшей задачей: меньше чем за год выпустить новый хороший приквел. И вроде шёл он по пути Абрамса и Эдвардса, держался старых канонов, выдержал «Хана Соло» в олдскульной стилистике и напичкал старомодными спецэффектами. Но сценарий был перегружен обескураживающими историями, вроде тех, как Хан познакомился с Чубаккой или обрёл фамилию Соло, картинка стала мрачной и тусклой, режиссёр не успел сформировать последовательное видение картины и выдал кашу вместо слаженной хореографии, а главный герой Олден Эренрайк никак не тянул на Харрисона Форда в молодости. Получилась пресная затянутая история с сюжетными прорехами, больше похожая на средний детский фильм, чем на сказку для взрослых, тусклая и скучная даже для проходного приквела, от которого никто и не ждёт особого фурора.

Кадр из фильма «Хан Соло: Звёздные войны. Истории»Фото: WDSSPRКадр из фильма «Хан Соло: Звёздные войны. Истории»

Возможно, «Хана Соло» спасла бы отсрочка, но картина вышла в прокат спустя менее чем полгода после не самых успешных «Последних джедаев» — зрители, вероятно, просто не успели соскучиться по любимым героям, и это ещё одна причина провала фильма. Хотя в Disney думают по-другому. В студии напомнили, что с момента покупки компанией студии Lucasfilm сага «Звёздные войны» собрала в прокате $4 млрд, а значит, зрителю нравится то, что делает с легендой Disney. Но на всякий случай в студии больше не рискуют — и режиссёров выбирают проверенных (девятый эпизод снова создаёт Джей Джей Абрамс), и времени дают достаточно (до выхода картины ещё полтора года). Остаётся надеяться, что фокус сработает. И да прибудет с ними Сила.