Круглый стол с участием писателя и руководителя проекта «Добровольцы культуры» Общероссийского народного фронта (ОНФ) Захара Прилепина прошёл в городе Боровске Калужской области. Литератор прибыл в этот старинный населённый пункт по приглашению градозащитников, которые год назад остановили снос нескольких ценных зданий. По требованию президента Владимира Путина Боровску должны были присвоить статус исторического поселения и таким образом защитить его архитектурную среду, однако власти региона до сих пор не сделали этого. News.ru выяснил, что проблемы с сохранением памятников в Калужской области имеют место и в других городах региона, а чиновники далеко не всегда прислушиваются к мнению общественности.

«Кровь из сноса»

Город Боровск, в котором жили русские философы Константин Циолковский и Николай Фёдоров, был основан в 1358 году. Здесь сохранилась уникальная архитектурная среда — купеческие особняки XVIII–XIX веков, древние церкви (как принадлежащие РПЦ, так и старообрядческие — город считается одним из центров русского «древлего благочестия») и «кружевные» деревянные дома, оказавшись возле которых, ощущаешь не Центральную Россию, а какую-нибудь иркутскую глубинку. Всё это богатство пребывает не в лучшем состоянии, и местные власти под видом борьбы с «гнилушками» разрешают их сносить. В результате историческая застройка зияет «выбитыми зубами», на месте которых образуются закрытые заборами из неказистого профнастила пустоши. Редко они «восполняются» новостройками — девелоперам, судя по всему, неинтересно возводить тут что-то массово, поскольку спрос на жильё в Боровске невелик. Население города сокращается и стареет, хотя потенциал у этого места имеется. К примеру, сюда приезжают отдыхать москвичи, они покупают в окрестностях города дачи либо участвуют в культурно-развлекательных программах комплекса «Этномир» — расположенного недалеко от города парка-музея циклопических размеров с гостиницами, национальными ресторанами и многочисленными сервисами.

Виды БоровскаФото: News.ruВиды Боровска

Как рассказывает руководитель калужского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), художник-иконописец Владимир Кобзарь, за последние годы город лишился многих объектов. Один из них — особняк на центральной площади — был «утрачен» после того, как местные власти разрешили одному из бизнесменов построить рядом рынок.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Во время работ здание «случайно» разрушилось, и на его месте появился свободный участок на перекрёстке, а в бывшем дворе появился рынок, который быстро закрылся и теперь почти не используется, — объясняет Владимир Алексеевич.

В плачевном состоянии одна из «жемчужин» Боровска — «кружевная» усадьба купца Шокина. Основное здание ещё «живо», а вот резные деревянные постройки во дворе уже «завалились». Похожая ситуация и с другими объектами культурного наследия, на содержание которых, как разводят руками местные чиновники и градозащитники, в бюджете нет средств. Казалось бы, тут обе стороны оценивают ситуацию одинаково, однако это только на первый взгляд. По словам Кобзаря, активисты нашли несколько спонсоров, заинтересованных в приобретении и реставрации некоторых исторических зданий в Боровске, однако власти якобы уверяют, что претендентов нет, при этом не сформировано коммерческое предложение и не раскрыта ценовая политика в плане использования старинных объектов.

«Кружевная» усадьба купца ШокинаФото: News.ru«Кружевная» усадьба купца Шокина

Боровск прогремел на всю Россию осенью 2018 года. Как рассказывает депутат Госдумы Сергей Шаргунов, 13 октября под ковши техники попал доходный дом конца XIX века. Через несколько дней был снесён ещё один исторический жилой дом, который официально признан обладающим признаками объекта культурного наследия, а значит, его снос прямо запрещает закон.

Активист движения «Архнадзор» Андрей Новичков сообщал, что решение о сносе 17 домов, восемь из которых обладают статусом выявленного объекта культурного наследия, в местной администрации приняли в декабре 2017 года, а действовать начали менее чем через год. Калужские и московские градозащитники 18 октября 2018 года прибыли в Боровск и вместе с полицией остановили снос, начав переговоры с тогдашним мэром города Михаилом Климовым. В итоге там прошёл субботник «Операция „Консервация“», во время которого местные жители и гости города «заколотили» до лучших времён несколько построек.

В декабре президент Владимир Путин по итогам заседания Совета по культуре и искусству поручил властям Калужской области обеспечить сохранение исторического наследия городов Боровска, Королёва и Томска. Через два месяца поручения были оформлены документально.

20 февраля правительству Калужской области поручено обеспечить сохранение исторической застройки Боровска и совместно с Минкультуры России принять меры по включению города в перечень исторических поселений федерального значения. Контрольный срок — до 31 мая, — рассказывал Сергей Шаргунов.

Однако калужские власти фактически сорвали поручение главы государства и, как признал 29 ноября на круглом столе с участием Захара Прилепина руководитель регионального управления по охране объектов культурного наследия Евгений Чудаков, проект исторического поселения только готовится.

По словам нынешнего мэра Боровска Анжелики Бодровой, статус исторического поселения необходим, «но не в тех границах, в которых нам было предложено первоначально».

Ход работ неоднократно обсуждался на совещаниях в Минкульте РФ, и последнее из них состоялось в сентябре. На нём я озвучила позицию жителей города и свою как главы администрации, объяснив, как, на наш взгляд, должен выглядеть этот проект, чтобы он смог сохранить историческое наследие Боровска, при этом не создавая ненужных неудобств для людей, — говорит Бодрова.

Против воли Путина

На круглом столе активисты поведали, что власти отказываются от ранее взятых на себя обязательств. Владимир Кобзарь привёл в качестве примера недавнее заявление чиновников в местной прессе, что несколько расселённых домов в Боровске, которые не являются объектами культурного наследия, снесут несмотря ни на что, хотя до этого Евгений Чудаков обещал им якобы мораторий на демонтаж в центре города.

Виды БоровскаФото: News.ruВиды Боровска

Активистка ВООПИиК Анна Алешникова пояснила News.ru, что речь идёт о шести зданиях, три из которых действительно не представляют исторической ценности, а остальные являются объектами, формирующими городскую среду, и их утрата сулит Боровску появление очередных «пустот».

Руководитель боровской ячейки ВООПИиК Сергей Попов рассказал на круглом столе, что региональные власти игнорируют все его обращения, а в муниципальной прессе развернули кампанию по дискредитации.

Я готовил дискуссионные публикации в районные газеты, где излагал нашу позицию. Но они развернули кампанию по дискредитации общественников. Они пытались сталкивать лбами жителей аварийных домов с защитниками культурного наследия, — рассказал Попов Прилепину.

По словам Анны Алешниковой, в районных СМИ активистов критиковали таким образом, что фактически оспаривали поручение Владимира Путина.

В статье «Кладбище старины» местная журналистка указывала, что, дескать, Путин далеко и он не знает сути происходящего, а «нам здесь жить». Исторические объекты в статье назывались «гнилушками», которые создают проблемы для расселения жителей ветхого жилья, и проще их снести, не слушая «понаехавших блогеров». Осенью прошлого года против нас устраивали уличные акции, на которые выгоняли каких-то алкоголиков, которые держали в руках плакаты «Боровск для боровчан», как бы намекая, что ни градозащитникам, ни президенту страны нечего вмешиваться в то, что происходит в городе, — пояснила News.ru Алешникова.

Во время визита Прилепина и «Добровольцев культуры» в Калужскую область местные власти пытались подчёркивать, что они понимают претензии градозащитников и также заинтересованы в сохранении облика города. Глава Боровского района Николай Калиничев говорил о том, что власти не дают сносить расселённые здания, даже не признанные объектами культурного наследия.

Тот дух, та атмосфера небольшого городка, который мы получили в наследие, он совершенно очаровывает и обязывает нас приложить все усилия, чтобы мы могли передать тот неповторимый дух детям, внукам, но и сделать его ещё более добродетельным, ещё более русским, ещё более захватывающим дух на самом деле, — сказал Калиничев.

«Невероятная концентрация старины»

На экскурсии по городу Захару Прилепину власти показали два недавно отреставрированных здания. Одно из них — особняк, в котором в 1812 году бывал сам Наполеон. Сегодня трёхэтажная постройка рядом с памятником Ленину сдаётся в аренду и размещается там пока только лишь магазин Second hand.

Второй — «Домик счастья», местный импровизированный музей рядом со смотровой площадкой, с которой открывается вид на окрестности. По словам боровских активистов, эту территорию отдали в частные руки под застройку (что вызывает вопросы, так как это охранная зона объекта культурного наследия) и огородили забором. Ограждение, как говорят местные жители, разбирали на время визита в город калужского губернатора Анатолия Артамонова, а когда он уехал, поставили вновь.

Похожая ситуация приключилась и перед визитом писателя. На сей раз ограничились тем, что с ворот смотровой площадки спешно демонтировали табличку, гласящую, что это частные владения.

После того как Прилепин уехал, сегодня вернули табличку на место. Знайте, чья территория, горожане, — сообщил Кобзарь News.ru.

Фото: News.ru

По его словам, реставрация двух этих объектов — дело хорошее, однако, качество работ вызывает много вопросов. К примеру, у «наполеоновского особняка» исчезли элементы старинного декора, а «Домик счастья» восстановили так, что полусводчатые окна стали прямоугольными.

Также писатель посетил мастерскую Владимира Кобзаря в его доме в центре Боровска. Там глава калужского ВООПИиК не только создаёт свои работы, но и проводит уроки изобразительного искусства для детей. Здесь же располагается и штаб градозащитников, а также галерея и редакция активистских изданий — «Наследие земли Калужской» и «Боровск — сердце моё».

У меня нет задачи кому-либо здесь понравиться, но мы все должны понравиться городу. Основная наша цель сейчас — выработать чёткие механизмы и включить софиты, чтобы всех было здесь видно, чтобы было ясно, о чём мы договорились, начали работать, и больше в качестве противоборствующих лагерей здесь не встречаемся, — резюмировал Захар Прилепин итоги дискуссии.

Фото: News.ru

Участники встречи рекомендовали создать при администрации Боровска общественный совет по сохранению культурного наследия. Также общественники призвали быстрее направить обращение в Минкульт РФ о придании городу статуса исторического поселения и утвердить подготовленный градозащитниками перечень первоочередных территорий и отдельных объектов для сохранения.

Таких городов в России совсем немного, концентрация самой атмосферы русской старины совершенно невероятная. Я обязательно приеду сюда снова, привезу жену и детей своих многочисленных. Сейчас я пишу роман о XVII веке, протопоп Аввакум там один из действующих персонажей, Боровск исторически связан с его именем. В этом, конечно, символ и знак, и вы можете рассчитывать на мою поддержку, — сказал Прилепин во время прогулки.

Кроме Боровска проблемы с защитой культурного наследия имеются и в других городах Калужской области. Владимир Кобзарь, в частности, сообщил News.ru, что власти города Кондрова решили снести здание одной из местных школ, построенной в 1937 году в стиле конструктивизма, что вызывает вопросы, связанные не только с культурной сферой, но и с социальной.

Они хотят убрать школу, где учатся около тысячи детей, и возвести на том же месте другое здание, хотя территорий в Кондрово для постройки много. Если это красивое, крепкое и ценное здание в силе конструктивизма снесут, непонятно, куда девать учеников на время возведения новой школы, — комментирует Кобзарь.

Также, по его словам, власти не хотят включать в реестр объектов культурного наследия памятники героям Великой Отечественной войны, объясняя это тем, что тогда вокруг монументов возникнет охранная зона и на ней ничего нельзя будет строить.

Памятник в Кондрово стоит рядом со школой, которую хотят снести, и его включение в реестр объектов культурного наследия помешает властям реализовать своё начинание с её сносом, — объясняет Владимир Алексеевич.

Анна Алешникова рассказала News.ru о скандале, произошедшем в наукограде Обнинске. Там в начале октября власти под видом ремонта снесли монумент «Братская могила — мемориал „Вечный огонь“», который является объектом культурного наследия с 1991 года. После этого активисты обратились в прокуратуру.

Ещё одна проблемная точка в Обнинске — комплекс зданий школы-колонии «Бодрая жизнь», который превращается в руины.

Как пишет местная пресса, школа-колония «Бодрая жизнь» была создана в 1919 году известным педагогом Станиславом Шацким. Из примерно 20 строений сохранились только пять объектов, построенных в 1925–1938 годах. Это самые старые деревянные дома Обнинска. До недавнего времени в одном из зданий был приют для бродячих собак, после которого там осталась разруха, сообщает местный градозащитник Юрий Протвин.

После Боровска Захар Прилепин посетил Калугу, где встретился с губернатором региона Анатолием Артамоновым и рассказал чиновнику о том, на что писателю пожаловались активисты.

Анатолий Дмитриевич — опытнейший управленец, эдакий старый властный волк, 24 года во власти — не шутка. Приоритеты у него, понятно, хозяйственные, но и по проблеме охраны культурного наследия мы в процессе общения нашли понимание. Калуга в плане сохранения исторической памяти выглядит очень неплохо, чего не скажешь о малых городах. И мы с губернатором и его подчинёнными в режиме прямой линии почти три часа решали проблемы историко-архитектурного наследия. Думаю, что результат, пусть и не моментальный, будет, — сказал Прилепин по итогам встречи.