30 января 2018 в 13:21

«Бриллиантовая рука» и все-все-все

Сегодня легендарному создателю лучших отечественных кинокомедий Леониду Гайдаю исполнилось бы 95 лет

Леонид Гайдай на съёмках кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» Леонид Гайдай на съёмках кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» Фото: Фотохроника ТАСС

Обычно люди плохо представляют, чем мы обязаны Леониду Гайдаю. Не все связывают воедино фильмы «Пёс Барбос и необычайный кросс», «Самогонщики», «Операция "Ы"», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию». И это не просто хорошие, а лучшие, замечательные ленты — всего их у него много больше. Гайдай снимал необыкновенно смешные фильмы, мы пересматривали их по много раз (и ещё не раз пересмотрим) — они стали визитной карточкой советского прошлого. Образ СССР как страны, где жилось легко и весело, где все так или иначе были счастливы, связан с благородным недотёпой Шуриком — Александром Демьяненко (придумывая Шурика, Гайдай хотел создать нового советского положительного героя), прямодушным и нелепым Семёном Семёновичем Горбунковым Никулина. При этом Гайдай не был номенклатурным, обласканным советской властью режиссёром, он работал под жестоким прессингом бюрократии. Его жизнь не была простой и лёгкой: уроженец Иркутска, сын железнодорожника, успел повоевать в Великую Отечественную, и одна из сцен «Операции "Ы"» взята прямиком из его жизни.

Военком: Кто в артиллерию?

Гайдай: Я!

Военком: Кто в кавалерию?

Гайдай: Я!

Военком: Кто во флот?

Гайдай: Я!

Военком: Подождите вы! Дайте огласить весь списочек!

В кино эта сцена выглядит гомерически смешно, в жизни смешного было мало. Гайдай воевал в разведке, получил медаль «За боевые заслуги» (он забросал грантами огневую точку), подорвался на мине и был комиссован, длительное время пролежав в госпитале.

Он недолго был провинциальным актёром, окончил ВГИК — знаменитый Михаил Ромм разглядел в нём талант комедиографа, хотя режиссёрский дебют Гайдая был вполне серьёзен.

Кадр из фильма «Жених с того света» Кадр из фильма «Жених с того света» Фото: youtube.com

Он последовал совету Ромма и снял сатирический фильм «Жених с того света» — очень смешной и непроходимый. Фильм долго принимали, сильно резали, он вышел на экраны, уменьшившись в два раза. После этого Гайдаю не давали снимать, и он реабилитировался, выпустив идеологически верный фильм «Трижды воскресший». Сценарий был написан по пьесе Галича, тогда ещё не оппозиционного и гонимого певца, а преуспевающего драматурга.

Галич стал диссидентом, а Гайдай сумел удержаться на тонкой грани острого — и того, что было можно сказать в советском кино. Это было как в сцене, которую пришлось вырезать из «Пса Барбоса»: перед титрами к забору подбегал Балбес и мелом писал на нём огромную букву «Х», затем к нему присоединялся Бывалый: вырвав мел, он писал букву «У». Мелок получал Трус, раздавалась трель милицейского свистка, Трус быстро дописывал «...дожественный фильм» — и троица убегала.

Обжёгшись на «Женихе с того света», Гайдай стал снимать так, что это не раздражало бюрократов от культуры. Он принял правила игры, но при этом остался прямым и смелым человеком. Одна из посвящённых ему баек рассказывает о том, как он с друзьями гулял в ресторане, в углу зала стояла клетка с медведем, и Гайдай вошёл к нему и скормил недоумевающему и злому мишке батон.

Юрий Никулин и Георгий Вицин в фильме «Бриллиантовая рука» Юрий Никулин и Георгий Вицин в фильме «Бриллиантовая рука» Фото: Global Look Press/Russian Look

Его талисманом были чёрные кошки, и он часто снимал их в своих фильмах. Обращённая к играющему Балбеса Юрию Никулину фраза Гайдая: «Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, только моргайте почаще» превратилась в анекдот. Но он мог быть и очень тонок: Наталье Селезнёвой в «Операции "Ы"» необходимо было раздеться, в советском кино того времени это было не принято.

Он легко справился с комплексами молодой актрисы, сказал: «Надо бы это сделать, но у вас, возможно, не очень хорошая фигура...» — и её платье тут же полетело на пол.

Фильмы Гайдая стали классикой, сам он — культовой фигурой, героем многочисленных баек. А это высокий знак признания, едва ли не более звонкий, чем звание народного артиста СССР, которое он получил очень поздно — в 1989 году, незадолго до смерти.

Алексей Филиппов
Алексей Филиппов