Решение о строительстве газопровода, который соединит Молдавию и Румынию, было принято на фоне двоевластия в Кишинёве. Проект должен обеспечить диверсификацию поставок стране, полностью зависящей от российского газа. Однако на деле всё может обернуться иллюзией: с большой долей вероятности по трубе будет поступать всё то же российское топливо.

Посол Румынии в Молдавии Даниел Ионицэ 15 июля объявил о начале строительства газопровода Унгень — Кишинёв на всех семи участках. Согласно проекту, реализация которого доверена румынской компании Transgaz, протяжённость газопровода должна составить 120 км. Предполагается, что структура, в которую входит три станции передачи газа и диспетчерский центр управления, будет построена к 2020 году, а через год сможет приступить к работе.

На данный момент Молдавия полностью зависит от поставок российского газа через Украину, которые находятся под вопросом: российский «Газпром» и украинский «Нафтогаз» пока даже не начали переговоры по заключению нового контракта на транзит газа после 2019 года. Судьба транзита во многом зависит от позиции российской стороны и того, удастся ли запустить «Северный поток — 2» к 2020 году — для обеспечения поставок российского газа в Европу в обход Украины. При этом «Нафтогаз» предлагает заключить контракт не на транзит газа, а на своп — из-за позиции «Газпрома» о невозможности сделки по транзиту на европейских условиях. Как известно, «Нафтогаз» совмещает работу на оптовом рынке газа с его транспортировкой, а в случае прекращения действия контракта он уже заявил о готовности поставлять газ в Молдавию по реверсу.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Румыния также является страной, которая не только закупает российский газ (по данным «Газпрома», доля «голубого топлива» из России составляет в различные периоды от 2 до 25% от общего объёма потребления газа), но и выступает его транзитёром в Болгарию, Турцию, Грецию и Македонию. На данный момент собственных запасов газа в стране не хватает для того, чтобы она могла войти в число поставщиков энергоресурсов. Тем не менее разработка найденного в 2012 году месторождения на шельфе Чёрного моря, в котором потенциально содержится 250 млрд куб. м газа, позволила бы ей начать экспорт. В случае запуска Унгень — Кишинёв речь может идти не о закупке Молдавией румынского газа, а о реверсе российского, который будет поступать в Румынию через «Турецкий поток». Стоимость конечного продукта за счёт реверса при этом может увеличиться.

Решение о строительстве газопровода было принято до конституционного кризиса в Молдавии в июне этого года на фоне двоевластия внутри страны. За реализацию проекта выступал премьер-министр Павел Филип от Демократической партии Молдавии, поддерживающей курс страны на сближение с Евросоюзом. Вместе с тем президент страны Игорь Додон и Партия социалистов придерживаются пророссийских взглядов. После кризиса правительство страны ушло в отставку, и было сформировано новое, коалиционное. В него вошли Социалистическая партия и проевропейский блок ACUM.

Таким образом преподносимый бывшим правительством Молдавии проект газопровода Унгень — Кишинёв как альтернатива поставкам российских энергоресурсов и фактор энергобезопасности страны по факту может стать в больше степени политическим, чем экономическим проектом. Президент страны Игорь Додон уже заявил, что новый газопровод не сможет обеспечить необходимый стране объём топлива.

Игорь Додон, президент Молдавии:

Фото: BBC.COM
И то — это тоже может быть российский газ, который будет поступать в обход Украины, через Европу. Проблему газа нам нужно решать всерьёз.

Как считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, Молдавия не будет покупать газ по более дорогой цене из-за политических мотивов по новому газопроводу. В комментарии News.ru эксперт подчёркивает: Румыния, помимо поставок газа из России, сама добывает энергоресурсы и имеет планы по увеличению добычи. Вместе с тем Пикин не исключил варианта, при котором по газопроводу Унгень — Кишиёев в Молдавию будет поставляться российский газ через реверс по приемлемой цене.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:

Любой газпровод — всегда дополнительная инфраструктура. Все зависит от того, что будет по каждому направлению. Если более выгодно использовать действующий газопровод, то он будет загружен. Если новый, то новый. Объёмы потребления в Молдавии небольшие. О каких-то существенных изменениях на рынке речи не идёт.