С 1 сентября в Москве вырастут штрафы за невнесение денег за проезд по платным дорогам — такие изменения внесены в столичный КоАП. В то же время на многих трассах продолжат действовать федеральные штрафы. Что изменится в ближайшее время для любителей ездить бесплатно, как и за что будут наказывать водителей и какие еще меры хотят ввести для нарушителей, расскажет NEWS.ru.

Как были устроены штрафы на платных дорогах раньше

На всех платных магистралях в России пока еще узаконен единый штраф: 1500 рублей для водителей легковых авто и 5000 рублей для шоферов грузовиков и автобусов (ст. 12.21.4 КоАП). Администрирует нарушения Ространснадзор, а сборы от штрафов поступают в бюджет РФ. Норма вводилась для федеральных трасс с безбарьерной системой оплаты проезда (ЦКАД, М-12).

Но с 2020 года, когда был принят этот закон, в стране было построено много платных региональных трасс. И в 2023-м кабмин предложил разделить наказания на федеральные и региональные, распределяя сборы между соответствующими бюджетами. Закон, передающий полномочия субъектам федерации, вступает в силу 1 сентября 2024 года.

Фото: Сергей Петров/NEWS.ru

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Как теперь будут штрафовать в регионах

Москва стала первым городом, который внес в свой столичный КоАП новую статью 10.13. Для граждан штраф составит 3000 рублей, для юридических лиц — 10 тыс. рублей. Если же нарушитель управлял грузовиком или автобусом, то он будет наказан на 5000 рублей, а компания — на 15 тыс. рублей. Полномочия по администрированию указанных правонарушений предлагается отнести к компетенции Московской автомобильной дорожной инспекции (широко известная МАДИ).

Речь идет о нарушениях на проспекте Багратиона и Московском скоростном диаметре (МСД). Когда закон еще только принимали в Мосгордуме, начальник правового управления дептранса Москвы Олег Зайцев пояснил, что по МСД проезд оплачивают только транзитные авто (цена — 950 рублей), но нарушителю сейчас выгоднее заплатить штраф (750 рублей со скидкой). Он призвал исправить эту «абсурдную ситуацию».

В итоге изменения введут и в других регионах. В Санкт-Петербурге штраф составит для обычных водителей 3000 рублей (при поездках на ЗСД), в Подмосковье — также 3000 рублей (на планируемых к открытию Мытищинской хорде и Южнолыткаринской дороге). Для компаний санкции будут строже.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Как нарушители действуют на планых дорогах сегодня

Недавно «Коммерсант» изучил решение Клинского городского суда по иску Северо-Западной концессионной компании (СЗКК) и ООО «Объединенные системы сбора платы» (ОССП) — оператора головного участка М-11 до Солнечногорска — к Сергею Навальскому. Ответчик в 2021–2023 годах более 300 раз проехал бесплатно по участку на ВАЗ-2114. Каждый раз водитель вручную поднимал шлагбаум. Суд постановил оштрафовать Навальского на 260,1 тыс. рублей.

Стоит отметить, что большая часть «платок» в стране принадлежит «Автодору». Госкомпания столкнулась с массовой проблемой неплательщиков после запуска системы «Свободный поток» (оплата автоматическая, на дорогах нет шлагбаумов, но есть камеры, с помощью которых нарушителям и присылают штрафы). Действует эта система в Питере, на ЦКАД и на М-12 (объединяет Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашия и Татарстан).

За семь месяцев 2024 года Ространснадзор вынес более 1,5 млн постановлений в отношении нарушителей на этих магистралях, а также на Московском скоростном диаметре и Северном дублере Кутузовского проспекта — в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, что и подтолкнуло власти к новым штрафам. На М-12 и ЦКАД продолжаются рейды ГИБДД против водителей, которые ездят со скрытыми (или видоизмененными) номерами. И с начала года было оформлено более 80 постановлений по ст. 12.2 КоАП. А это уже не просто штрафы, а лишение прав управлять автомобилем на срок до трех месяцев.

Кроме того, в «Автодоре» предлагают, к примеру, не обслуживать нарушителей на АЗС. Но юристы уже неоднократно указывали, что это будет невозможно — в законах нет соответствующего основания для отказа в предоставлении услуги. Кроме того, купив новую машину, россияне имеют право ездить без номеров до 10 дней (столько времени дается, чтобы встать на учет).

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Помогут ли новые меры

Экономист Николай Солабуто в беседе с NEWS.ru напоминает, что в Москве, как и в случае с питерской ЦКАД, платные дороги не оснащены турникетами. По большому счету оплата штрафа или оплата перемещения по данной дороге — это добровольное действие со стороны водителя, пока к нему не «прилетит» штраф с камеры, отмечает Солабуто. По его мнению, ужесточение санкций всегда приводит к повышению дисциплины водителей. «Это уже показала практика. Действительно, водители становятся более аккуратными после того, как они начинают платить штрафы. Чем выше последние, тем меньше правонарушений административного кодекса», — сказал эксперт.

Руководитель по работе с физическими лицами компании «Страховой брокер AMsec24» Максим Колядов обратил внимание NEWS.ru на то, что страховые компании учитывают историю нарушений при расчете стоимости полиса ОСАГО. «Постоянные штрафы за проезд без оплаты могут отразиться на итоговой сумме страховки — причем не в лучшую сторону, вследствие чего могут быть получены невыгодные условия», — сказал Колядов. Новые штрафы могут изменить поведение участников дорожного движения, мотивируя их к более ответственному подходу к оплате проезда, соглашается он с коллегой Солабуто.

Читайте также:

Платные дороги в России в 2024-м: как можно сэкономить, но доехать быстро

Сколько стоит доехать из Москвы до Каспийского моря по трассе M-4 «Дон»

Сколько стоит доехать из Москвы до Азовского моря по трассе M-4 «Дон»

Сколько стоит доехать от Москвы и Петербурга до Абхазии по трассе M-4 «Дон»

Сколько стоит доехать из Москвы и Петербурга до Минска по М-1 «Беларусь»