Российский автомобильный рынок постепенно восстанавливается после сложных 2022 и 2023 годов. Однако покупатели и дилеры отмечают, что цены серьезно тормозят продажи машин. При этом китайские автомобили стоят в РФ в два раза дороже, чем в КНР. В чем причины такого разрыва цен — в материале NEWS.ru.
Сколько стоят машины в России
По данным агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России летом 2024 года составляет 2 млн 878 тысяч рублей. Это ниже, чем год назад. В 2023-м стоимость машины достигала отметки 3 млн 391 тысяча рублей. При этом эксперты отмечают, что снижение средневзвешенной цены не означает, что автомобили стали массово дешеветь.
За последний год изменилась структура рынка. «Выросла рыночная доля у автомобилей „бюджетных“ и „среднеценовых“ брендов. К примеру, у лидера рынка — отечественной Lada — она увеличилась с 30,8% в апреле до 31,5% в мае. То же самое коснулось таких марок, как Chery, Haval, Changan, Omoda, Belgee и Solaris, — средневзвешенная стоимость моделей составляет менее 3 млн рублей. Суммарная доля рынка перечисленных брендов за месяц выросла на четыре процентных пункта», — отметили в «Автостате».
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) заявили, что из-за высоких цен доля покупателей, которые могут себе позволить новый автомобиль, постоянно снижается. Президент РОАД Алексей Подщеколдин рассказал во время пресс-конференции, что в 2013–2014 годах новые машины покупали 29–33% автомобилистов. По его словам, по итогам первой половины 2024 года таких клиентов осталось лишь 19%.
Почему китайские машины дорого стоят в России
По итогам первых шести месяцев 2024 года в России были проданы 773 074 новых автомобиля. Подавляющее большинство из них — китайские. На долю машин из Поднебесной пришлось 57% рынка. Для сравнения: в прошлом году речь шла о 40% (в текущем году доля отечественных марок составляет 35%, а ушедших с российского рынка брендов, которые завозят путем «параллельного импорта», — лишь 8%).
Согласно прогнозам РОАД, по итогам 2024-го в России будет продано более 1 млн китайских машин (в прошлом году — 550 тысяч). Однако автодилеры подчеркивают, что модели из КНР стоят в РФ в два раза дороже, чем на родине.
Например, в Китае неплохую машину среднего класса можно купить за 80 тысяч юаней (около 1 млн рублей). «Но в России она стоит 2,3 млн. Дилеры зарабатывают максимум 200 тысяч рублей — это максимально грязная маржа до налога. Если убрать налоги, получается 100 тысяч рублей. Основное — сборы, утили, доставки, таможни и так далее. Плюс логистика, это 240 тысяч. Сейчас она еще сильнее подорожала», — подчеркнул Подщеколдин.
Он отметил, что «недавно возил контейнер из Китая за $4 тысячи, сейчас он стоит $8 тысяч». «Товарооборот возрос, а у нас железная дорога одна», — сказал Подщеколдин.
По словам эксперта, есть несколько способов снизить цены. «Можно сделать все по-другому. Сборку здесь организовать, логистику убрать, утильсбор сделать более дешевым», — рассказал президент РОАД.
Будут ли дорожать «китайцы»
Автомобильные эксперты с осторожностью прогнозируют развитие рынка в РФ в ближайшем будущем. С одной стороны, ему нужны новые модели, у покупателей имеется отложенный спрос, который сформировался за последние годы. Но при этом есть факторы, которые могут серьезно ударить по продажам машин и сделать их менее доступными.
«Цены могут повыситься из-за очередного увеличения утилизационного сбора — власти все чаще говорят об этом. Кроме того, машины могут стать менее доступными из-за роста ключевой ставки Центробанка. Уже сейчас она составляет 16% годовых, ее могут увеличить до 17–18%. ЦБ ужесточил требования к заемщикам, что также делает кредиты менее доступными», — рассказал NEWS.ru автомобильный эксперт, шеф-редактор маркетплейса Fresh Сергей Шерстенников.
По его словам, третья проблема, с которой может столкнуться авторынок, — трудности с переводом денег в Китай для тех, кто работает напрямую без импортера.
«Все наши рассуждения хороши на фоне стоимости рубля около 90 за доллар. Если нацвалюта опустится до 120, то цены опять рванут вверх», — добавил эксперт.
В РОАД отметили, что на авторынок негативно влияет не только рост цен, но и тот факт, что зарплаты в стране растут медленнее, чем стоимость машин. «Средняя зарплата за 10 лет выросла на 135%. Стоимость нового автомобиля увеличилась на 234%. Раньше человек мог за 30 зарплат купить автомобиль примерно за 1 млн рублей. Сегодня машина стоит три с лишним миллиона. Чтобы ее купить, нужна 41 зарплата», — отметил Подщеколдин.
При этом из-за высоких процентных ставок нагрузка на покупателей становится все больше. В 2019 году средний платеж на машину составлял около 21 тысячи рублей в месяц (42% от средней зарплаты), сейчас — 50 150 рублей (63% от среднего дохода).
Эксперты полагают, что машины не будут дорожать, если российские власти не преподнесут «сюрпризов», а курс рубля останется относительно стабильным.
«Я не вижу причин, почему сейчас должны вдруг подорожать китайские автомобили. Средняя цена новой машины из КНР — около 3,5 млн рублей. Дорожать уже некуда, потому что покупательская способность населения крайне невысока, тем более что кредиты сейчас очень дорогие. Рост цен может произойти, только если наше правительство решит многократно увеличить утилизационный сбор. Но тогда это сильно подрубит не только китайские машины, но и весь авторынок», — рассказал NEWS.ru автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
Самые продаваемые автомобили в России за 6 месяцев 2024 года (данные «Автостата»)
- Lada Granta — 95 988 шт.
- Lada Vesta — 62 192 шт.
- Haval Jolion — 35 219 шт.
- Chery Tiggo 7 Pro Max — 27 169 шт.
- Lada Niva Travel — 25 368 шт.
- Geely Monjaro — 23 822 шт.
- Chery Tiggo 4 Pro — 22 007 шт.
- Changan CS55 Plus — 16 112 шт.
- Omoda C5 — 19 340 шт.
- Belgee X50 — 14 109 шт.
Читайте также:
Об этих машинах мечтают даже на Патриках: что купить за 100 млн рублей
Как пользоваться кондиционером в автомобиле летом, чтобы он не ломался
Citroen, Xcite, «Москвич 8»: какие еще русские кроссоверы покажут в 2024-м
Новая «Волга»: что о ней известно, почему критикуют, когда объявят цены