Новейшая китайская атомная подводная лодка класса Zhou («Чжоу») утонула на верфи около города Уханя, сообщили западные СМИ. Власти КНР не комментируют инцидент. Что могло произойти с китайской АПЛ, есть ли опасность утечки ядерного топлива и какие последствия могут быть у этой аварии, разбирался NEWS.ru.
Что произошло на верфи в китайском порту Ухань
В пятницу сразу несколько американских изданий сообщили об инциденте, который, предположительно, произошел с новейшей китайской атомной подводной лодкой класса Zhou («Чжоу») на верфи города Ухань, расположенной на реке Янцзы. Агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного представителя Пентагона сообщило, что субмарина утонула, причем произошло это еще в мае или июне.
«Помимо очевидных вопросов о стандартах обучения и качестве оборудования, инцидент поднимает более глубокие вопросы о внутренней ответственности НОАК (Народно-освободительной армии Китая. — NEWS.ru) и надзоре за оборонной промышленностью КНР, которая уже давно страдает от коррупции», — заявил чиновник Пентагона, добавив, что причина аварии неясна.
Кроме того, нет информации о наличии или отсутствии на судне ядерного топлива. Источники другого издания, которое сообщило о гибели лодки, — газеты The Wall Street Journal — допустили, что ядерное топливо все же было на борту. WSJ предположила, что подлодку можно будет поднять и восстановить через несколько месяцев. О замерах уровня радиации в районе Уханя в статье не упоминалось, также не было данных о том, находился ли на борту экипаж, есть ли пострадавшие.
Представитель МИД КНР Линь Цзянь в пятницу уклонился от комментариев по поводу сообщений из Уханя. «Мне ничего не известно об этом», — сказал он. Пресс-атташе посольства Китая в Вашингтоне заявил Reuters, что в дипмиссии также «не знакомы с ситуацией и не имеют никакой информации для предоставления».
Грозит ли гибель атомной подлодки утечкой радиации
Еще летом бывший офицер ВМФ США Томас Шугарт отметил в социальных сетях странную активность плавучих кранов в районе верфи в Ухани. Он первым допустил, что там произошла авария с новейшей китайской АПЛ. Шугарт предположил, что судно можно будет восстановить, хотя оно серьезно пострадало. «Вся лодка будет заполнена водой. Вам придется вычищать всю электронику. Электродвигатели, возможно, придется заменить. Будет очень много работы», — пообещал Шугарт.
Хотя субмарину действительно можно восстановить, авария с атомным реактором в теории приводит к тяжелым последствиям для экологии. Ядерное топливо могло попасть в Тихий океан в результате этого инцидента, отметил в разговоре с NEWS.ru бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов. По его словам, необходимо проводить замеры, чтобы вовремя обнаружить загрязнение и отреагировать, не допустить в океане ядерной катастрофы.
«Утонувшая подводная лодка, даже если она герметична, даже если нет разрушений, спустя время все равно придет в негодность. Тут нужно учитывать давление — смотря на какой глубине лежит лодка», — заявил Комоедов.
Как повлияет инцидент на репутацию Китая
Даже если информация об аварии подтвердится — это не будет приговором для китайского ВМФ. Комоедов отметил, что предположительная гибель атомной субмарины класса «Чжоу» не говорит о примитивности судостроительной индустрии Поднебесной.
«Техника вообще не может быть идеальной. Кроме того, важно учитывать человеческий фактор. Обслуживающий подводную лодку персонал мог просто устать», — предположил адмирал.
«Заокеанской прессе не стоит приводить инцидент на верфи в Ухани как пример слабости судостроения КНР. Газеты в США об этом сейчас вякают, но им следует вспоминать про Thresher и Scorpion, американские атомные подводные лодки, которые погибли. Пекин уже создал военный флот, равный флоту Соединенных Штатов Америки. Конечно, китайцы пока уступают по авианосцам. Но они их строят», — сказал Комоедов.
Какие заводы в Китае строят военные подлодки
«Завод в Ухани — это действительно крупный центр строительства подводных лодок, но только неатомных. У Китая три верфи способны строить субмарины. При этом атомные до сих пор строились только на одной, а именно на Бохайском судостроительном заводе, в городе Хулудао (провинция Ляонин). Другие верфи, в том числе и в Ухани, таких лодок не строят», — подчеркивает старший научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Василий Кашин.
Правда, весной в открытом доступе появилась информация о том, что в Китае запущен проект по переделке неатомных субмарин в атомные и якобы проект называется «тип 41», пояснил NEWS.ru эксперт.
«Информация была ограниченна и не позволяла установить статус проекта. Из нее следовало, что предполагается создать линейку АПЛ, которые будут строиться на базе конструкции дизель-электрических субмарин типа 039С. То есть внутрь лодки, в корпус будет врезаться отсек с малогабаритным атомным реактором. Якобы и такой реактор разработан», — рассказывает Кашин.
«Но мы знаем, что компании китайского ВПК генерируют очень много инициатив, новых проектов. И рекламируют их, в расчете привлечь заказы со стороны военных. Многие из этих проектов не заканчиваются вообще ничем», — оговорился китаист.
Что известно о новом классе атомных субмарин КНР
«Возможно, там вообще никакая атомная подлодка не тонула, может быть, рабочие просто какой-то насос утопили и теперь пытаются его поднять кранами. В общем, пока у нас есть только публикация Wall Street Journal, причем надо учесть, что она выпущена на фоне уже начатой Китаем и США холодной войны», — предупреждает Кашин.
В любом случае, даже будь это атомная субмарина, радиоактивного заражения от аварии пока нет. Ведь за три месяца утечка радиации была бы уже неизбежно зафиксирована на международном уровне, уверен Кашин: «То есть реакторный отсек затронут аварией в любом случае не был».
Если Пекин реально решил массово строить атомные подводные субмарины в корпусах своих обычных серийных неатомных судов, то это грандиозная новость, подчеркивает Кашин. «Это предвещает очень быстрый рост китайского атомного подводного флота. Но доказательств пока маловато», — подытоживает китаист.
Когда ВМФ Китая терял подлодки
Об инцидентах с атомными подлодками Китая сообщали и ранее. Так, британская газета Daily Mail со ссылкой на данные британской разведки заявила, что 21 августа 2023 года в КНР погибли АПЛ 093-417 и весь ее экипаж — 55 моряков. Катастрофа якобы случилась в Желтом море у берегов провинции Шаньдун. Daily Mail уверяла, что АПЛ попала в ловушку, приготовленную для судов стран НАТО.
«Подводная лодка столкнулась с цепным и якорным препятствиями, используемыми ВМС Китая для заманивания в ловушку подводных лодок США и союзников», — отметила газета. Согласно этой версии, были повреждены кислородные системы АПЛ, после чего подлодка медленно всплывала на поверхность на протяжении нескольких часов и экипаж задохнулся.
Однако 31 августа Пекин опроверг эту публикацию. «Соответствующие сообщения являются абсолютной ложью. Призываю доверять только авторитетной информации, опубликованной официальными аккаунтами Китая», — заявил представитель Минобороны У Цянь.
Ранее Пекин признал гибель другой подлодки. В апреле 2003 года произошел инцидент с китайской дизель-электрической субмариной типа 361. Авария, причиной которой стала техническая неисправность, произошла во время учений в территориальных водах Китая у берегов восточной провинции Чжэцзян. Погибли все 70 членов экипажа.
Читайте также:
Партнерство Китая и Украины. Правда ли КНР предала дружбу с Россией
Китай окружил Тайвань, готовясь «захватить власть». Что происходит?
Китай «забрал» себе часть Хабаровского края. Почему молчит Москва?
Мощный союз против Запада: чем визит Путина в Китай важен для России и мира