Введение в США пошлин на европейские сталь и алюминий, а также выход Вашингтона из ядерной сделки с Ираном вызвали вал жёсткой критики Белого дома в Старом Свете. На повестке мировой политики вопрос, сможет ли Россия воспользоваться ситуацией.

В декабре прошлого года новая администрация Трампа опубликовала стратегию национальной безопасности, в которой Россия и Китай были обозначены в качестве серьёзных угроз Америке. Одновременно в документе сказано, что для противостояния вызовам США намерены сотрудничать со своими союзниками в Европе. Однако этой установке противоречат нынешние действия президента Дональда Трампа.

С 1 июня США ввели пошлины на ввоз стали и алюминия из стран ЕС, Мексики и Канады. Евросоюз оспаривает это решение в ВТО и обещает ввести пошлины на американские виски, табак, мотоциклы и апельсиновый сок. Опасаются в Европе и американских санкций против компаний, которые продолжат сотрудничать с Ираном.

Фото: Global Look Press/Konstantin Kokoshkin

Всё это происходит на фоне договорённостей США и Китая. Вашингтон угрожает ввести пошлины на китайские товары общей стоимостью $50 млрд, но решение до сих пор не принято. Введённый в апреле запрет на продажу комплектующих китайскому телекоммуникационному гиганту ZTE Трамп обещал отменить, причём объяснил это своими хорошими отношениями с председателем КНР Си Цзиньпином. От санкций против европейских компаний, работающих в Иране, тоже выигрывает Китай. News.ru рассказывал ранее, как сыновья американского президента имеют совместные бизнес-проекты с китайскими компаниями и помогают Поднебесной строить объекты для проекта «Нового шёлкового пути».

В этих условиях в Евросоюзе всё чаще стали говорить о расширении сотрудничества с Россией, резко сократившегося за последние четыре года. Германия сейчас активно выступает за строительство газопровода «Северный поток — 2». Болгария вернулась к идее возведения газопровода по дну Чёрного моря и согласовала с Москвой возможный маршрут. Во время приезда Эмманюэля Макрона на Санкт-Петербургский экономический форум было подписано около 50 новых контрактов между французскими и российскими компаниями, в том числе между российской энергетической компанией «Новатэк» и французским Total, который из-за действий США был вынужден уйти из Ирана.

Строительство газопровода «Северный поток — 2»Фото: Global Look Press/Zamir UsmanovСтроительство газопровода «Северный поток — 2»

Изменилась и риторика европейских политиков. Форум в Санкт-Петербурге европейские лидеры игнорировали с 2014 года, в этом — приехал французский президент. Незадолго до этого с рабочим визитом в Сочи приезжала канцлер ФРГ Ангела Меркель. Накануне визита в Австрию, намеченному на 5 июня, президент России Владимир Путин в интервью австрийскому телевидению заявил, что Москва заинтересована в сильной единой Европе. «У нас нет цели что-то или кого-то разобщить в ЕС. Наоборот, мы заинтересованы в едином и процветающем Евросоюзе, потому что он является нашим важнейшим торговым и экономическим партнером», — подчеркнул Путин. Ранее Кремль европейские лидеры многократно обвиняли в подрыве демократических ценностей и попытках расколоть Евросоюз.

Александр Домрин, американист, профессор НИУ ВШЭ:

— Европейские государства не воспринимаются в США как союзники, но как вассалы, которые ничего не решают. В Вашингтоне просто не видят смысла считаться с интересами ЕС. Но входить в жёсткое противостояние с Китаем США опасаются: КНР имеет много американских активов, а магазины в Соединённых Штатах завалены товарами с надписью Made in China.

В целом нынешняя американская стратегия нацбезопасности мне нравится больше, чем та, что была при Бараке Обаме. Напомню, при прежней администрации главными угрозами Америки назывались Россия, лихорадка Эбола и «Исламское государство» (запрещёно в России). Было странно видеть Россию в одном ряду с ИГ и тем более с лихорадкой. Сейчас отношение к РФ более прагматичное.

Что касается Европы, то хоть и медленно, но идёт её оздоровление. К власти в европейских государствах приходят правые, национально ориентированные силы, а не сторонники глобализма. Можно сказать, что ветер европейских перемен дует в российские паруса. Можно надеяться, что благодаря политике Трампа отношения России с ЕС улучшатся.