Возглавляемая США международная коалиция в очередной раз нанесла в среду авиаудары по проправительственным силам в Сирии. Как утверждается в распространённом заявлении, такие действия были предприняты «в ответ на неспровоцированное нападение на штаб курдско-арабского альянса «Демократические силы Сирии» (SDF), который пользуется поддержкой американцев. Инцидент произошёл «в 8 км к востоку от согласованной линии (вероятно, с российской стороной. — News.ru) соприкосновения в бассейне реки Евфрат».

По словам начальника управления по связям с общественностью штаба операции Inherent Resolve («Непоколебимая решимость»), которую проводит в Ираке и Сирии группа стран во главе с США, полковника Томаса Вила, в атаке на штаб SDF участвовали около 500 человек при поддержке танков и артиллерии, свыше 100 из них были убиты.

«После того как от 20 до 30 артиллерийских и танковых снарядов взорвалось в пределах 500 метров от штаба, SDF при поддержке коалиции нанесли по агрессорам серию авиационных и артиллерийских ударов. В это время в штабе находились советники из коалиции. Эти действия были предприняты в качестве самообороны», — отмечается в заявлении.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Juma Mohammed

По версии источников CNN, военные США в настоящее время точно не знают, кто именно входил в состав проправительственных сил — непосредственно армейские или иранские местные и иностранные прокси-силы. Американская сторона, в частности, проверяет, не было ли среди них россиян. По словам представителей США, российские военные были заранее предупреждены по линии предотвращения инцидентов и, в свою очередь, заверили представителей коалиции, что не будут вмешиваться в инцидент. Кремль не стал комментировать эпизод и переадресовал запрос журналистов в Минобороны, однако официальное заявление ведомства было запоздалым (в 15:20, удар был нанесён с 7 на 8 февраля в районе 01:20) и коротким: «инцидент с обстрелом коалицией США сирийских ополченцев произошёл по причине не согласованных с Россией разведывательно-поисковых действий ополченцев».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Отметим, что это не первый удар коалиции по сторонникам Асада в рамках защиты сил, поддерживаемых международной коалицией. Так, в мае 2017 года американские самолёты несколько раз наносили авиаудары по конвою проправительственных сил, состоящему преимущественно из проиранских сил, на юго-востоке Сирии — возле Ат-Танфа. В июне 2017 года американский истребитель F/A-18E сбил сирийский Су-22, который, несмотря на отрицание Дамаска, наносил удары по позициям SDF в районе Ракки. В ответ Россия прекратила действие меморандума с США по полётам над САР. Однако через несколько дней стало известно, что российское и американское командование кулуарно договорилось о проведении линии деконфликтации между войсками Асада и курдскими отрядами по линии селения Аль-Карама в Ракке и что взаимодействие по предотвращению полётов возобновлено.

Нынешнее наступление, скорее всего, связано с попытками проправительственных сил взять под контроль крупное газовое месторождение Коноко, которое находится на восточном берегу реки Евфрат и контролируется SDF.

Кирилл Семёнов, руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД, специально для News.ru:

Фото: Личный архив

— Перед ударами США поступали сообщения от проправительственных источников о том, что якобы достигнуты договорённости о передаче ряда районов на восточном берегу Евфрата под контроль Дамаска. Но, как выяснилось, это была «утка», которая ставила целью воздействовать на итог переговоров между сирийским режимом и местными арабскими племенами — чтобы они оставили SDF и перешли на сторону Асада. Соответственно, на этом фоне началась концентрация проправительственных сил на восточном берегу Евфрата.

Не исключено, что продвижение сирийских правительственных войск на восточном берегу должно было стать сигналом к переходу части местных племён под контроль режима, о чём, вероятно, уже шли переговоры между племенными старейшинами и сирийским мухабаратом (спецслужбами). Американцы не могли допустить раскола коалиции «Демократические силы Сирии» и продемонстрировали свои возможности.

На фоне американского невмешательства в события в Африне, чтобы сохранить своё влияние в Северной Сирии и имидж среди местного населения, США, скорее всего, будут демонстрировать готовность обеспечивать безопасность Северной Сирии на всех иных направлениях, и не исключено, что иногда и более жёстко, чем это требуют обстоятельства.

Судя по вооружению, в составе проправительственных сил были армейские подразделения, а в остальном источники расходятся: одни говорят о большом скоплении проиранских отрядов, другие — об участии в наступлении бойцов российских ЧВК.

Со стороны Москвы жёсткой реакции на этот эпизод не последовало, возможно, медленная реакция объясняется консультациями — как реагировать? В этом отношении не ясно, насколько наступление проправительственных сил действительно было согласовано с российской стороной. Операция могла быть инициирована исключительно Дамаском и Тегераном. Но если Москва была в курсе и в наступлении действительно участвовали российские ЧВК, то, на мой взгляд, это довольно опасная игра, поскольку американцы на такие шаги отвечают.

Вообще, присутствие американцев на восточных территориях Сирии, отбитых у запрещённого в России «Исламского государства» (развёртывание сил международной коалиции происходило тогда, когда Дамаск фактически потерял суверенитет над этой частью страны), служит не только инструментом по противодействию ИГ, которое до сих пор действует на востоке Сирии, но и иранскому влиянию. Американцы фактически создают зону с альтернативными Дамаску институтами власти при согласии местных жителей — курдов, арабов и др.

Это может восприниматься как раскол страны, но фактически это означает не раскол страны как государства, а раскол по линии «прежней» и «новой» Сирии. Понятно, что институализация районов SDF — это инструменты давления на Дамаск и принуждение его к реальным политическим реформам, которые всё-таки зафиксированы в резолюции № 2254 ООН. В Москве действия американцев вызывают негативную реакцию, но в реальной политике также могут использоваться для оказания давления на своих довольно несговорчивых союзников.