Саудовский монарх привёз в Россию деньги
Визит короля Салмана знаменует новый уровень отношений Москвы и Эр-Рияда

Москва и Эр-Рияд открывают новую страницу в истории российско-саудовских отношений. 81-летний король Салман стал первым за всю историю королевства правящим саудовским монархом, посетившим Россию.
Это историческое событие нельзя назвать дежурным, тем более в условиях депрессивных цен на нефть, кризиса концепции глобального лидерства США и возвращения России на Ближний Восток. У Эр-Рияда, с одной стороны, долгие (Советский Союз был первым из неарабских стран, кто признал образовавшееся саудовское государство), с другой — прерывающиеся и противоречивые отношения с Москвой, которые обе стороны хотели бы изменить. Поездка короля в Россию — демонстрация поиска баланса в политике саудовского руководства, которое ещё в мае пышно принимало президента Трампа и подписало с США громкие и внушительные соглашения, которые на поверку оказались соглашениями о намерениях.
«Уверен, что ваш визит послужит хорошим толчком в развитии наших межгосударственных отношений», — сказал президент России Владимир Путин в ходе беседы с королём в узком составе.
Российская сторона представлена главой МИДа Сергеем Лавровым, помощником президента РФ Юрием Ушаковым, министром энергетики Александром Новаком, министром обороны Сергеем Шойгу.
Но независимо от тех документов, которые согласовываются и вскоре будут подписаны Москвой и Эр-Риядом, визит короля — это событие, которое знаменует изменения во внешнеполитических ориентирах двух стран, несмотря на сохраняющиеся между ними противоречия и стереотипное восприятие друг друга. И как раз экономические связи России и Саудовской Аравии могут стать триггером для перехода отношений на более высокий уровень.
Центральная тема российско-саудовских переговоров — экономика. 5 октября перед встречей короля Салмана с Владимиром Путиным стартовал Российско-Саудовский инвестиционный форум, организованный Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Saudi Arabian General Investment Authority (SAGIA). В рамках мероприятия прошли три панельные дискуссии, касающиеся сотрудничества в энергетической сфере с саудовским гигантом Saudi Aramco, области транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства и продовольственной безопасности. По мнению ряда зарубежных аналитиков, саудовцы пытаются склонить Москву на свою сторону в вопросе катарского кризиса если не политически, так экономически — сотрудничество нефтяного гиганта Saudi Aramco с СПГ-проектами «Новатэк» «может встряхнуть» и рынок газа.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) планирует подписать три соглашения о создании новых фондов с суверенным фондом Саудовской Аравии — Public Investment Fund (PIF). Совместно с PIF и Saudi Aramco планируется создать энергетический инвестфонд на $1 млрд. Помимо этого — платформу для инвестиций в сфере высоких технологий, также на $1 млрд. В том числе рассматривается участие фонда в капитале Объединённого транспортного концессионного холдинга, созданного РФПИ и УК «Лидер», которые прорабатывают проект эксплуатации участка платной скоростной автодороги М1 «Северный обход Одинцова». Комплексное развитие «территории бывшего аэродрома Тушино на северо-западе Москвы» было одной из тем на встрече, которую 5 октября провели глава Минпромторга Денис Мантуров и министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих.
Особый интерес представляют российско-саудовские контакты в условиях сирийского кризиса. Эр-Рияд рассчитывает, что Россия будет выступать как некий противовес иранскому влиянию в Сирию и будет способствовать выводу из страны радикальных шиитских группировок. Ещё в октябре 2015 года бывший редактор влиятельной панарабской газеты Asharq Al-Awsat Тарик Аль-Хамид в статье «Россия и свободная армия» писал, что Москве необходимо добиваться возвращения к диалогу с сирийской суннитской оппозицией и вводить «зоны безопасности» для защиты местного населения, и такая инициатива будет поддержана саудовским руководством. И действительно — Эр-Рияд, который в последнее время дистанцировался от поддержки сирийской оппозиции, позитивно воспринял инициативу Москвы ввести зоны деэскалации в Сирии. Более того, переговоры в Каире, где российские военные заключили соглашения с оппозицией по двум зонам деэскалации, стали возможными не только благодаря усилиям со стороны России и Египта, который позиционирует себя нейтральной стороной, но и Саудовской Аравии. Ахмад Джабра — лидер движения «Завтра Сирии», которое выступало посредником на переговорах в Каире, связан с Саудовской Аравией и ОАЭ.
Отметим, что слухи об интересе Саудовской Аравии к передовым российским системам ОТРК «Искандер» и ЗРС С-400 ходят давно. В июне 2016 года Чемезов сообщил, что экспорт ракетных комплексов «Искандер» запрещён, продаваться иностранным заказчикам они не будут, несмотря на интерес, например, военных из Саудовской Аравии. Но через несколько месяцев «Искандеры» были замечены в Армении, а недавно алжирские источники сообщили, что Алжир стал вторым экспортным заказчиком системы «Искандер-Э».
Первыми о возможности подписания оружейного контракта на сумму 3 млрд долларов сообщили саудовцы — в день прилёта короля Салмана, которого у трапа самолёта встречал вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс. Позже «Коммерсант» со ссылкой на свои источники отметил, что подписание контрактов не запланировано, но если по итогам встречи президента и короля будут достигнуты необходимые договорённости, могут начаться предконтрактные переговоры по зенитным ракетным системам С-400 «Триумф».
Визит короля Салмана в Россию завершится в субботу, 7 октября. По информации пресс-службы правительства, 6 октября, на следующий день после переговоров с президентом России Владимиром Путиным, состоится отдельная встреча с премьер-министром Дмитрием Медведевым, посвящённая инвестиционным проектам.
Научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Николай Сухов, специально для News.ru:
— Саудовцы стали более взвешенно и осознанно подходить к отношениям с Россией. Я сравниваю визит короля с приездом его сына — ныне наследного сына Мухаммеда бен Салмана — в 2015 году. Тогда саудовцы откровенно хотели купить политические позиции и уступки со стороны России, рассчитывая на то, что против нашей страны введены санкции и экономика оказалась в тяжёлом положении.
Сейчас высшее руководство КСА отделило политику от экономики, и саудовский «десант» чуть ли не на 30 самолётах высадился в Москве с тем, чтобы укреплять экономические связи. Причём представители королевства стремятся войти во все сферы — начиная от Арктики и атомных реакторов и заканчивая сельским хозяйством и производством мебели. Цель — сделать инвестиции, стать участниками бизнеса, чтобы затем локализовать производство у себя и стать проводником этой продукции в регионе уже под своей маркой. Это не пустые разговоры и соглашения о намерениях. Саудовские бизнесмены действительно заинтересованы в экономическом сотрудничестве как факторе собственного развития и политического сближения с Россией. Но понятно, что политика любой арабской страны — это политика торговли между полюсами, где задействованы европейцы, американцы, мы, азиаты. Собственно, стратегическая экономическая программа «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» это и подразумевает.