В Туркмению, где официально не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом, приехала группа специалистов из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Её визит власти республики согласовывали достаточно долго, и многие обоснованно предполагали: в Ашхабаде сознательно затягивают с ответом. Эту версию косвенно подтверждает и то, что к прилёту делегации руководство страны впервые с начала пандемии приняло ощутимые меры по сдерживанию распространения COVID-19.
В адрес туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова неоднократно звучали упрёки как в сокрытии истинных данных об эпидемиологической ситуации, так и в игнорировании вопросов безопасности. В отличие, например, от Белоруссии, где, несмотря на оптимистичные заявления президента Александра Лукашенко, власти хотя бы признают эпидемию и публикуют статистику заболеваемости, в Туркмении же запрещают даже упоминать COVID-19 и настаивают — инфицированных в стране нет вовсе. Такая позиция вызывает множество вопросов и внутри республики, и за её пределами: тяжело представить полное отсутствие случаев заражения в государстве, граничащем с Ираном и Казахстаном, которые серьёзно пострадали от пандемии и даже вынуждены были вернуться к отменённым ранее ограничениям. Это же привело к предположениям по поводу того, что в Ашхабаде просто не хотят видеть международных специалистов, дабы те не разрушили иллюзию благополучия.
Доктор Катрин Смолвуд — старший специалист по вопросам чрезвычайных ситуаций Европейского регионального бюро ВОЗ и руководитель миссии в Туркменистане — заявила накануне прилёта в республику, что промедление с отправкой делегации было вызвано транспортными проблемами. Однако подобное объяснение противоречит другим словам специалиста — о том, что за последние месяцы организация «направила около 70 миссий в различные страны региона».
Показательно то, какие меры стал принимать Бердымухамедов перед прилётом делегации. Местные журналисты сообщают о том, что власти республики наконец запустили профилактические мероприятия: медицинским работникам предписали в обязательном порядке использовать средства индивидуальной защиты, а гражданам даже раздают противовирусные препараты (при том, что ещё в феврале можно было получить штраф за ношение маски). Часть учреждений впервые с начала пандемии закрыли, причём произошло это именно накануне визита специалистов ВОЗ. Ограничения будут действовать в течение как минимум десяти дней. И столько же, как предполагает Смолвуд, эксперты будут находиться в стране.
В планах делегации — изучение действий туркменских властей и встречи с представителями руководства страны. Но большой вопрос, в какой мере удастся осуществить второй пункт, поскольку Бердымухамедов на месяц отправил правительство в отпуск. И снова сделал это крайне своевременно — ровно под прилёт возовцев, с 7 июля.
Источники в медучреждениях утверждают: коронавирус в республике есть, но вызванные им заболевания указано лечить как обычную пневмонию. Немногочисленная туркменская оппозиция, наиболее активная часть которой проживает за пределами страны, надеется, что миссия ВОЗ прояснит эпидемиологическую ситуацию в республике и в очередной раз обратит внимание мировой общественности на авторитарный режим Бердымухамедова. Но, судя по тому, как президент подготовился к визиту, его зарубежные гости увидят если и не безукоризненную, то вполне приемлемую картину. Кроме того, не стоит забывать, что туркменский лидер в течение всего своего правления становился объектом критики со стороны прессы, правозащитников и т. д. Эффекта это, как известно, не возымело.