01 февраля 2018 в 18:12

Алжир пригласил Россию в Ливию?

Зачем секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на два дня ездил в республику

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев Фото: kremlin.ru

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев с двухдневным рабочим визитом посетил Алжир, где встретился с президентом Абделем Азизом Бутефликой, командованием армии и руководством МИДа и местных спецслужб.

— Обсуждены различные аспекты российско-алжирского сотрудничества в сфере безопасности, — сообщили в пресс-службе СБ РФ. — Стороны отметили, что между двумя странами поддерживается активный политический диалог, построенный на доверии и взаимном уважении, осуществляются регулярные контакты силовых ведомств, спецслужб и правоохранительных органов.

Секретарь СБ РФ заявил также о беспрецедентно высоком и доверительном уровне сотрудничества между странами, чьим дипломатическим отношениям в этом году исполняется 56 лет, сообщили в пресс-службе.

Алжир Алжир Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Eric Lalmand

За официальными формулировками сложно разобрать реальную повестку переговоров, которая, учитывая двухдневный визит, видимо, не должна исчерпываться лишь обменом мнениями. Кроме того, по сообщениям местных СМИ, в поездке Николая Патрушева сопровождали заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов, представители МВД, ФСБ, Минобороны, ФСВТС, «Рособоронэкспорта».

Отметим, что Алжир традиционно был крупнейшим покупателем российских вооружений и военной техники. И, несмотря на сокращение золотовалютных резервов страны, входит в число лидеров по импорту российского вооружения как по контрактам, так и по поставкам. В сентябре 2017 года сообщалось о том, что страна стала вторым зарубежным заказчиком российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-Э», а также — более 300 единиц боевых машин поддержки танков БМПТ-72 «Терминатор», которые проходили испытания в Алжире ещё в 2013 году. Их основной задачей станет сопровождение танков Т-90СА бронетанковых дивизий. В настоящее время функции защиты танков в алжирских войсках выполняют ЗСУ «Шилка» (ПВО) и автомобили повышенной проходимости Land Rover с ПТРК «Корнет-Э».

Сергей Балмасов, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока, специально для News.ru:

Фото: Личный архив

Российская делегация во главе с секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым за время визита встретилась практически со всеми основными алжирскими деятелями, принимающими решения, и обсудила, по всей видимости, обширный спектр вопросов. Не случайно, что с Патрушевым встретился президент Бутефлика, который передвигается на инвалидном кресле, — это знак того, что Алжир поднимал крайне важные для страны вопросы.

Алжирская сторона в условиях регионального и финансового кризиса сталкивается со множеством вызовов: тают финансовые резервы, нарастают протестные настроения, в том числе среди силовиков, сохраняется террористическая угроза. Сейчас Алжир особенно волнует ситуация в Мали и Ливии.

Считается, что раньше на севере Мали алжирские спецслужбы руководили действиями исламистских банд по логике: мол, пока будет внешнее руководство, то ситуация будет контролируемой. Но после того как в 2013 году в Мали появились французы, ситуация ухудшилась.

В Ливии ситуация также нестабильна: правительство нацединства Сараджа, которое на «алжирских штыках» было перенесено из Туниса в Триполи, имеет довольно низкую популярность и неочевидные перспективы, учитывая, что зачастую лояльные ему группировки периодически вступают с ним в конфликт.

В октябре 2017 года во время визита в Алжир Дмитрия Медведева, по имеющимся данным, Москве было предложено, во-первых, активнее включиться в ливийскую повестку и договориться по Сараджу, поскольку Алжир беспокоят российские контакты с Халифой Хафтаром. Во-вторых, прямым текстом было предложено применить сирийский опыт к Мали, где огромный участок границы с Алжиром вызывает серьёзные беспокойства. В-третьих, звучали вопросы по оказанию давления на Марокко и снижению объёмов экспорта нефти.

В общем, есть основания полагать, что через Патрушева российскому руководству были переданы серьёзные документы, которые не подлежат огласке, и что Москве снова было предложено поучаствовать в региональной игре, в том числе за счёт военного присутствия на ливийской территории.

Антон Мардасов
Антон Мардасов