В последние годы некогда популярная право-либеральная партия напоминала о себе, пожалуй, исключительно скандальными заявлениями. В ход шло всё: и непризнание возвращения Крыма, и активная поддержка требований ЛГБТ-сообщества, и взятые из непонятных источников цифры наших потерь в Сирии. Но на фоне отечественного политического пейзажа «яблоки» терялись всё больше и больше. В 2003 году партия утратила свою фракцию в Госдуме, а с 2007 года у неё там нет ни одного мандата. На последних президентских выборах партийный гуру Григорий Явлинский собрал голосов, что называется, в объёме статистической погрешности и заявил, что больше в президентских марафонах участвовать не будет.

Словом, партия погрузилась в глубокую политическую стагнацию, сохраняя неплохие позиции только в двух наших столицах. Не оздоровили ситуацию и новые лица во главе «Яблока», поскольку ни Сергей Митрохин, ни Эмилия Слабунова не смогли не только обновить партию, выдвинуть новые прорывные идеи, но даже консолидировать всё более раскалывающуюся общность прежних единомышленников.

Особую пикантность партийной ситуации придаёт факт нахождения в правительстве члена политсовета «Яблока», главы ФАС Игоря Артемьева. Сложился просто вызывающий парадокс. Партия последовательной критики действий правительства и президента на деле оставалась партией правящей коалиции. Причём Артемьев не только не был исключён из партийных рядов, но даже остаётся в руководящих органах. Понятно, что уже и ядерный электорат такой партии всё больше теряет ориентиры.

В этой связи большой интерес может представлять появившаяся информация о возможном возвращении на декабрьском съезде в кресло лидера самого Явлинского. Пока на этот пост официально претендует один кандидат — петербуржец, депутат местного ЗакСа Николай Рыбаков, заявляющий, что из 26 лет существования партии он посвятил ей 24 года. Иными словами, считает себя активистом с 16 лет. В сентябре хотел баллотироваться в губернаторы, но у «Яблока» просто не хватило ресурсов для выдвижения своего кандидата. Однако вряд ли профессиональный аппаратчик способен вернуть партии утраченные позиции.

Другое дело — сам Явлинский, возвращение которого на официальные позиции на правом российском фланге поддерживают, по информации популярного Telegram-канала, и влиятельные деятели из числа условного «политбюро 2.0». Дело в том, что несмотря на всю свою оппозиционную фанаберию, Григорий Алексеевич знает политические правила и прекрасно понимает, где ныне проходят политические красные линии. Он опытен и предсказуем. И партия под его жёстким руководством при некоторой корректировке курса вполне могла бы занять пустующую нишу на право-либеральном фланге, расширив своё представительство в органах власти.

В целом, считается, что вновь во главе с Явлинским партия могла бы выглядеть более системно. И способствовать перераспределению голосов протестного электората таким образом, чтобы никакая структура, включая и КПРФ, не смогла бы их приватизировать и стать доминирующей силой оппозиции. Правда, Григорий Алексеевич известен своей склонностью к постановке ультиматумов и выдвижению завышенных, иногда заведомо невыполнимых встречных требований. Но, может, с возрастом он стал более договороспособным. Во всяком случае, в декабре многое станет ясно.