Собственно, сама предсказуемость и делает бессмысленными любые злоупотребления административным ресурсом. Все врио губернаторов одержали свои победы, борясь в основном с собственной тенью.
Практически нигде даже не пришлось устранять опасных конкурентов для ставленников партии власти, поскольку системная оппозиция не выставила сколько-нибудь заметных фигур.
Был небольшой скандал с небезызвестным Ройзманом в Свердловской области. Да неожиданно не был зарегистрирован известный историк Стариков, представлявший «Великое Отечество». Но в обоих случаях такие отстранения большого резонанса не вызвали.
Партии остались при своих
Не первые выборы характеризуются некоей второстепенной, но интригой. Соперничеством КПРФ и ЛДПР за место второй по популярности политической структуры. На последних парламентских выборах обе партии шли практически «ноздря в ноздрю», что давало повод неутомимому Владимиру Жириновскому говорить об окончательном закате коммунистической идеи.
Однако вчера коммунисты в целом вернули себе второе место, став, как говорят в таких случаях, первыми среди проигравших. А 22 процента, полученные на выборах городского собрания Владивостока, ключевого города для многих начавшихся в краю далёком, но «нашенском» реформ, намного превосходят полученные ими результаты на последних выборах разного уровня.
Геннадий Зюганов тут же заговорил о росте популярности партии в Сибири и на Дальнем Востоке. Видимо, полагая, что и в данном случае Сибирью будет прирастать могущество его партии. Так или иначе, КПРФ обкатала свою программу «Десяти шагов», с которой сам лидер пойдёт в марте на президентские выборы, утверждая, что тезисы программы уже получили широкую поддержку трудящихся.
ЛДПР доказала, что на местах у неё сформировались крепкие первички. Тем более что в некоторых крупных городах, в частности Петропавловске-Камчатском, либерал-демократам всё-таки удалось обойти коммунистов.
Впрочем, за вознёй номинальных соперников «Единая Россия» может следить со снисходительной улыбкой. Вот, дескать, и выборы прошли самые прозрачные за последние лет двадцать, и каковы, господа и товарищи, ваши результаты?
Отдельно надо сказать о появлении на фоне соратников-единороссов Дмитрия Медведева. Такой демарш — лишний ответ его оппонентам, постоянно считающим дни до его отставки. Медведев предстал в качестве лидера партии-победителя, твёрдо удерживающей власть в стране на всех уровнях. Месседж скептикам был послан достаточно красноречивый.
Муниципальный правый поворот
В Москве так называемая внесистемная оппозиция — «Солидарность» Яшина и «Объединенные демократы» Гудкова-младшего — ликует, заявляя о своей победе в немалом количестве округов. Молодые правые, если можно их так назвать, заручились симпатиями избирателей в так называемых интеллигентских округах — Басманном, Красносельском, Академическом, Гагаринском, Ломоносовском и т.д. Иными словами, «соль нации» голосовала, скорее, даже не лично за Гудкова и компанию, сколько против набивших всем оскомину московских встрясок.
В этом смысле такие результаты — серьёзный сигнал для команды Собянина, отрапортовавшего, что основные земляные работы в городе завершены. Теперь всем остаётся ждать мэрских выборов, на которые, заручившись теперь твёрдой поддержкой сотен своих муниципалов, могут выдвигаться сразу несколько правых кандидатов. Или же они смогут выдвинуть одного основного соперника для действующего мэра. Если, конечно, «Яблоко» не уйдёт в свой традиционный отказ.
В целом же недавние внесистемщики могут, опираясь на результаты муниципальных выборов, твёрдым голосом заявлять, что успех — прямое следствие минимального использования против них административного ресурса. И что если и впредь власть не будет злоупотреблять своими «серыми схемами», то их успех и на выборах более высокого ранга будет гарантирован.
К слову, на этих выборах и «яблочники», и демократы Гудкова активно применяли тактику прямых контактов с избирателями, называемую «от двери к двери», которая прежде была коньком коммунистов. Опыт удался.