Выступление Ксении Собчак в американском Центре стратегических и международных исследований изначально планировалось как апофеоз её визита за океан. И понятно, что визитёрка должна была сделать всё, чтобы произвести благоприятное впечатление на звёзд штатовской политики, которых объединяет этот «клуб». И от выступления Собчак явно пахнуло эпохой министра Козырева, который, как известно, предлагал американским партнёрам больше, чем они даже планировали попросить.
Само выступление вывешено на сайте кандидатки и должно, видимо, вдохновить тех её сторонников, что разделяют её прозападные ценности. Тезисно Собчак публично признала, что Россия не совсем нормальная страна. Что государственный суверенитет в эпоху глобализации — просто миф. Что России никто и ничто не угрожает, а ей самой надо стремиться вступить в НАТО и Европейский союз. А проблему Крыма необходимо решать путём параллельного референдума в России и на Украине. Ораторша даже умудрилась поддержать процесс наводнения Европы миллионами эмигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока, сообщив собравшимся на её бенефис, что речь идёт о молодых и энергичных людях, которые не хотят быть втянутыми в войны.
Словом, с таким текстом Собчак, без сомнения, стала бы звездой даже на посиделках нашей непримиримой космополитической оппозиции, что регулярно проходят в Вильнюсе. Ей осталось только повторить мысль профессионального оппозиционера Борового, утверждающего, что сменить режим в России можно только путём внешнего вмешательства.
Ясно, что на Западе наши политики всегда выступают более раскованно, чем у себя дома. Тем более что Собчак выступала по-английски. А значит, всегда можно сослаться на шероховатости перевода. Но хоть с годами мгимовский английский Собчак утратил прежнюю бойкость, она чётко довела до американских политических кругов мысль, что надеется на их разнообразную поддержку. Поскольку в силу ряда причин имеет куда более ясные перспективы, чем обычный набор оппозиционеров.
Более того, можно с уверенностью сказать, что никакого давления на Собчак на родине не последует. Достаточно вспомнить недавнюю жалобу коммуниста Рашкина в ФСБ по поводу интервью, данного Собчак СNN, в котором она в очередной раз поставила под вопрос российскую принадлежность Крыма. В ответ жалобщик услышал, что наши спецслужбисты не смогли — внимание! — открыть файл с этим интервью, а потому не могут оценить, насколько заявление кандидатки в президенты носило антигосударственный характер. А вы говорите о каких-то русских хакерах.
В худшем случае Ксении просто пригрозят пальчиком, как это было в 2012 году, когда после её активных демаршей в рядах белоленточников у неё во время обыска временно извлекли из сейфа порядка полутора миллионов долларов, разложенных по конвертам. Потом непосильным трудом заработанное вернули, и дело было замято.
А Собчак не только кандидатка, призванная повысить явку на выборах, а потому ей позволена некоторая дерзость. Но и генетически «своя» для нашей новой знати, просто пока ей позволено играть роль enfant tеrrrible, но, мол, и это пройдёт.
Александр Беляшин, политолог, главный редактор портала ASPmedia24, специально для News.ru:
— Да, политика — вещь циничная, достаточно перечитать ещё раз Марка Твена. В каждой аудитории грамотный политик говорит то, что от него ждут. В Америке одно, а на наших дебатах, уверяю вас, Собчак напомнит, пусть и с рядом оговорок, что Украине Крым уже вернуть нельзя. Но, с другой стороны, мы же не знаем, может, для Ксении уготовлена роль типа той, что сыграл Алексей Венедиктов в 2012 году. Помните, он сам хвастался, что увёл протестные массы с Театральной площади, подальше от Кремля? Не исключаю, что в будущем на Собчак также возложат роль модератора крайней оппозиции, а пока ей надо завоевать доверие такого контингента.