В последние дни стали усиленно обращать внимание на тот факт, что, если судить по результатам опросов, проведённых независимыми социологами, популярность премьера Медведева снижается. Вот, дескать, Левада-Центр констатирует, что 51% опрошенных недовольны переназначением Дмитрия Анатольевича.
А специалисты из ФОМа показывают несколько иное соотношение: дескать, 41% против, а 39% — за сохранение того же премьера. Но всё равно баланс, скорее, отрицательный. Вот, правда, официальный ВЦИОМ наоборот, обобщив цифры своих опросов, показал, что 71% респондентов считают Медведева квалифицированным и вполне компетентным главой кабинета министров. Но такой результат сомнения не развеял.
Конечно, всегда можно поговорить о том, насколько все эти опросы представительны и какова их технология. Поскольку многое зависит от того, как построены сами вопросы. Опытные социологи путём нехитрых манипуляций всегда могут вывести респондента на тот ответ, который им заказан.
Но суть проблемы в другом. Недаром же наша конституция вдохновлялась ещё конституцией Пятой республики, которую сравнивали с костюмом, пошитым по мерке генерала де Голля. А французский основной закон отводит премьеру место своеобразного громоотвода. Мол, именно это должностное лицо должно принимать на себя все удары и критику. Дабы президент оставался в белых сверкающих одеждах.
Собственно, такая французская схема с успехом и работает у нас последние 25 лет. Вот и теперь премьеру Медведеву, видимо, придётся брать на себя ответственность за ряд непопулярных, но назревших решений. Одна грядущая пенсионная реформа с её увеличением возраста выхода на заслуженный отдых чего стоит. Никакой рейтинг не выдержит.

Следовательно, популярность премьера будет время от времени серьёзно колебаться. Но это отнюдь не значит, что из равновесия может быть выведена вся вертикаль власти. Поскольку ключевая политическая персона, источник легитимности всей пирамиды власти у нас президент. А фигура премьера как раз и призвана поглотить разного рода политические коллизии, максимально смягчив последствия для главы государства.
Кроме того, у нас любят говорить о техническом характере главы кабмина. А раз так, то тем более никакие опросы не могут повлиять на его реальное положение в политической системе государства. Не надо забывать и о таком аспекте: чем ниже рейтинг у премьера по сравнению с результатом того же президента, тем скромнее должны выглядеть и его личные амбиции.
В конце концов, президент вправе в какой-то момент отправить премьера в отставку для того, например, чтобы использовать его на другом участке работы. Или же чтобы дать ход иному перспективному политику. А слишком высокий, буквально зашкаливающий рейтинг популярности главы кабмина может связать президенту руки.

Словом, опросы, конечно, в определённой степени отражают общественные настроения, но во-первых, эти настроения переменчивы. А во-вторых, повседневная работа премьера по руководству нашей непростой экономикой ещё никому и никогда не обеспечивала небывалые цифры популярности. В этом отношении в постоянном выигрыше те политические фигуры, что завязаны на проведении политики внешней.