В нашей политике властвует здоровый консерватизм. И идея референдума по пенсионной реформе отклоняется, и предложение «Справедливой России» перенести единый день голосования с сентября на октябрь правительству совсем не нравится. Причём мотивация второго отказа вызывает немало вопросов.
Министры сослались на то, что справедливороссы не предоставили им достаточных статистических выкладок и иных аргументов, способных обосновать необходимость призывать сограждан к избирательным урнам в октябре. И это тот самый случай, когда государственные мужи представляются пребывающими в каком-то ином временном измерении. Действительно, только ленивый не писал о том, что в сентябре на большей части российской территории плещется золотая осень. А потому сограждане ещё наслаждаются бархатным сезоном в отпусках, последними тёплыми деньками на дачах. Не говоря уже о форсированных заготовках и консервировании. Тут уж в поединке между желудком и гражданским долгом победу одерживает желудок.
Раньше у нас было два дня для выбора политического пути: в сентябре и в марте. К слову, президентские выборы всё ещё проходят в оптимальном с точки зрения явки марте, когда все новогодние каникулы с последующими болезнями позади, а летнее солнышко только показалось из-за горизонта.
А вот иные общенародные плебисциты сосредоточены на втором воскресенье сентября. И долгое время считалось, что такой порядок прежде всего бьёт по коммунистическому электорату, в котором преобладают ещё советские пенсионеры, для которых осенняя дачная страда — это ещё и способ пережить зиму без особых потерь.
Но всё меняется в этом лучшем из миров. И на прошлых муниципальных выборах в сентябре самым активным и последовательным оказался формируемый, достаточно молодой либеральный электорат, который и позволил Яшину с Гудковым-младшим укрепить свои позиции хотя бы на уровне местных советов. И такой результат оказался тем самым разрывом шаблона. Хотя, как мы помним, те выборы изо всех сил Мосгоризбирком сушил.
Считается, что правящая партия гибко меняет избирательную систему, исходя из своего положения. Так, на пике популярности единороссы предпочитали голосование списком. Когда рейтинги снизились, выступили за смешанный порядок с избранием одномандатников, которое им провести проще, чем другим партиям.
Пока, видимо, сентябрь власти устраивает. При том, что значительные усилия столичной мэрии по расширению зоны голосования для горожан, вплоть до Калужской и Тверской областей, свидетельствуют о том, что и на региональных выборах явка, подтверждающая степень доверия населения, играет немаловажную роль. Сколько бы нас сейчас ни уговаривали, что после президентских выборов активность избирателей всегда падает.
Собственно, уже и глава ЦИК Элла Памфилова склоняется к целесообразности такого переноса. Не исключено, что решающим аргументом станет социологическая оценка грядущих 9 сентября выборов. Может быть, тогда правительство получит необходимые ему выкладки и статистику.