Видимо, исходя из того, что инкриминируемая Белых взятка достигает 40 миллионов рублей. В своём заключительном слове сам Белых собственной вины не признал, держался с достоинством и даже пытался шутить по поводу аргументов, собранных против него прокурором.
И тут волей-неволей возникла ассоциация с другим процессом — против бывшего министра Алексея Улюкаева. Помнится, Алексей Валентинович также храбрился, вспоминал Гоголя, советовавшего на зеркало не пенять. Предостерегал против «данайцев, приносящих колбасцев». Объявлял, что отныне чукча не читатель, а писатель, поскольку принялся сочинять опус в стиле Кафки. Словом, давал пищу для журналистских комментариев. И даже по-своему поддерживал дополнительно интерес к своему процессу. Но вердикт оказался суровым. Сам Улюкаев сравнил такой приговор с пожизненным, учитывая свой возраст.
В своём последнем слове Никита Белых также цитировал Ильфа и Петрова. Много говорил о том, что работал по 12–14 часов, отказывался от отпусков и хотел своим примером доказать, что власть может быть открытой, прозрачной, близкой к народу. И в этой связи он даже вспомнил знаменитую фразу героя из «Полёта над гнездом кукушки»: «Я-то хотя бы попробовал сделать это!»
А потом даже привёл классический анекдот о мужике, которого приговорили за самогоноварение, поскольку у него нашли сам аппарат в рабочем состоянии. А он предложил осудить себя ещё и за изнасилование, поскольку у него и другой аппарат в порядке. Суть такого анекдотического аргумента понятна: мол, судят его за возможность должностных преступлений.
Алексей Улюкаев
Наверное, оба высокопоставленных сановника, обвинённые во взяточничестве, выбрали достойную линию поведения вне зависимости от обоснованности выдвинутых против них обвинений. Все же понимают, что коррупция у нас остаётся особой формой общественных и социальных взаимоотношений. А министр и губернатор были в самом центре такой противоестественной системы.
Однако известна фраза президента о позиции Белых, утверждающего, что средства предназначались не ему лично, а на благотворительные акции в его не самой богатой области. Владимир Путин заметил в этой связи, что, мол, странно, что губернатор получил эти средства не у себя в области, а в Москве, в ресторане, не на счёт, а в пакете, не в рублях, а в иностранной валюте. А такая позиция — аргумент посильнее любых литературных реминисценций.
Алексей Улюкаев утверждал, что был уверен: в сумке только бутылки с вином и колбаса. Никита Белых также недоумевает, откуда в пакете опять же с вином оказались сотни тысяч евро. Улюкаев в СИЗО ждёт ответа на апелляцию приговора. В теории Белых может рассчитывать на некоторое смягчение приговора, учитывая его состояние здоровья — диабет, предынсультное состояние, проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Свой приговор Белых услышит 1 февраля. Наверняка последует апелляция. На очереди процессы против недавних глав Сахалина, Коми, Марий Эл. Посмотрим, как себя поведут на суде эти деятели.