17 декабря 2017 в 07:23

Нераскрытая тайна агента всех разведок

Далеко не все уроки дела Олега Пеньковского усвоены до сих пор

Фото: youtube.com

Сорок пять лет назад был арестован и затем предан публичному суду самый известный советский «оборотень в погонах», агент нескольких разведок Олег Пеньковский.


Товарищ из высшего общества

Все, кто читал «Аквариум» Резуна-Суворова, не могли не запомнить с пафосом описанную сцену приобщения будущего перебежчика к корпусу советской военной разведки ГРУ. Новичку показывают «учебный фильм» по заталкиванию в топку для сжигания служебных документов связанного человека средних лет в дорогом костюме. Несчастного, не смотря на его отчаянные попытки освободиться, медленно, ногами вперед вдвигают в огненное жерло, и при этом начальник предупреждает, что именно так у них обходятся с предателями.

Как показало время, такая театрализованная экзекуция не произвела должного впечатления на будущего предателя, однако сам Резун решил, что имитация казни подразумевала расправу над Олегом Пеньковским, человеком, открытый процесс над которым стал первым настоящим судом над реальным шпионом после многочисленных судилищ тридцатых годов над мнимыми агентами тридцати заграничных разведок.

Впрочем, во времена Пеньковского «Аквариума», стеклянной штаб-квартиры ГРУ на Хорошевке, еще не было и в помине. Сам же Олег Владимирович Пеньковский, худощавый подвижный человек с неприметным простоватым лицом, полковник ГРУ Генштаба, служил на «хлебной» по понятиям того времени должности в Госкомитете по науке и технике при Совмине СССР. Дело в том, что работа в этой организации предполагала постоянные командировки за границу для посещения международных технических выставок, а также для укрепления сотрудничества в сфере, естественно, науки и техники.

Не трудно понять, что многие «выездные» позиции в такой конторе занимали коллеги Пеньковского, призванные совмещать легальное знакомство с современными технологиями с вербовкой носителей технологических секретов и продвинутых технологий.

В последующие годы много спорили и у нас, и за границей о мотивах, подвигнувших на измену персонажа, процветавшего по советским стандартам. Естественно, что сразу же обозначились две противоположные точки зрения на этот феномен. На Западе Пеньковского называли «человеком, спасшим мир», на том основании, что полученная от него информация по советским ракетным технологиям помогла администрации Кеннеди занять твердую позицию на переговорах с Хрущевым и не поддаться-де на советский блеф в ходе Карибского кризиса. В Москве, как не трудно догадаться, упор делали на невысокие моральные качества бывшего полковника, на то, что «меру в женщинах и в пиве он не знал и не хотел».

Позже родилась романтическая история о том, что отец Пеньковского был белогвардейским офицером. А потому он всю жизнь боялся разоблачения. Но это уже совсем из области фэнтази.

Советский паспорт Олега Пеньковского Советский паспорт Олега Пеньковского Фото: wikipedia.org

Так или иначе, но Пеньковского никто не вербовал, он оказался самым ценным за весь двадцатый век «инициативником». То есть агентом, инициативно предложившим свои услуги иностранным спецслужбам.

Позже, когда были приоткрыты некоторые архивы, в том числе и ЦРУ, выяснилось, что Пеньковский навязчиво предлагал свои услуги американцам еще в 1955 году, когда работал в Турции на должности помощника военного атташе. Причем офицер намекал, что готов поделиться информацией о планах СССР на Ближнем Востоке. Тогда ему не поверили, сочли провокатором и на контакты не пошли. Хотя нельзя исключить, что Пеньковский действительно намеревался в то время затеять обычную разведывательную игру с санкции руководства.

Так или иначе, но в Москве Пеньковский, которого связывали вполне дружественные отношения с главой ГРУ Иваном Серовым, возобновил свои попытки «послужить делу мира».


Загадка Пауэрса

Существует несколько версий ситуации, которая позволила, наконец, Пеньковскому достучаться до своих будущих хозяев, отличавшихся разумной подозрительностью. По одной из версий — это произошло на дипломатическом приеме в Москве, по другой — он напрямую обратился к двум посетившим столицу американцам, попросив их передать в посольство США его письмо, в котором полковник открытым текстом обещал сообщить информацию об истинных обстоятельствах уничтожения американского разведывательного самолета «У-2». Пеньковский утверждал, в частности, что, вопреки утверждениям пропаганды, летчика Пауэрса не только не сбили первой же ракетой, но ни одна из 14 выпущенных ракет класса «земля-воздух» так и не достигла цели. Пришлось поднимать истребители, один из которых все-таки достал самолет-разведчик.

Странно, но американцы решили перепоручить «кураторство» над Пеньковским своим коллегам из английской службы СИС. Не исключено, что у коллег-британцев были более отлаженные связи с Госкомитетом. И действительно англичане использовали для установления контакта предпринимателя Винна, имевшего постоянные рабочие отношения с конторой прикрытия Пеньковского, а, значит, и возможность, постоянно общаться с агентом, не вызывая излишних подозрений.

В течение двух лет Пеньковский, работавший одновременно и на ЦРУ, и на СИС, передал столько фотокопий секретнейших документов, касавшихся советских ядерно-ракетных планов, что над их обработкой работало несколько десятков аналитиков.

Кстати, утверждают, что обширную информацию агент почерпнул из близкого личного общения с главным маршалом артиллерии Варенцовым, начальником Главного управления ракетных войск и артиллерии (ГРАУ). Во время Второй мировой Пеньковский служил у Варенцова порученцем. В среде советской номенклатуры, особенно за рюмочным общением знаменитый лозунг «Болтун-находка для шпиона» предавалась забвению.

Первый Украинский фронт; справа налево, Олег Пенковский; Генерал-лейтенант Сергей Варенцов; Андрей Р. Позовный Первый Украинский фронт; справа налево, Олег Пенковский; Генерал-лейтенант Сергей Варенцов; Андрей Р. Позовный Фото: wikipedia.org

А вот разоблачение Пеньковского стало лучшей иллюстрацией спортивной мудрости — порядок бьет класс. Дело в том, что ни аналитики КГБ и ГРУ не смогли вычислить источник «утечки», а также ее истинный масштаб, ни советские агенты-нелегалы. Полковник-оборотень был взят на заметку в результате плановой рутинной операции контрразведки. И это обстоятельство напрочь опровергает все рожденные вокруг дела Пеньковского красивые и романтичные легенды. Но обо всем по порядку.


Ищите женщину

Впрочем, легенд, из которых можно скроить не один авантюрный роман, две. Первая утверждает, что Пеньковский был отнюдь не сумасшедшим и пошел на контакт с врагом исключительно с санкции своего прямого руководства. Для чего? Ну, хотя бы для того, чтобы с помощью правдивой инсайдерской информации продемонстрировать Западу, что Хрущев явно преувеличивает свою ядерные возможности, а потому бояться СССР не стоит. То бишь внушить американцам ложное представление о собственной безопасности, успокоить их.

В качестве, косвенного доказательства такой версии ссылаются на то, что рабочие контакты с Пеньковским помимо Винна поддерживал сотрудник английского посольства в Москве Рори Чисхольм, выявленный к тому времени агент СИС, благодаря информации уже нашего «крота» Джорджа Блейка. Блейк работал с Чисхольмом в британской резидентуре в Германии.

Версия эта хромает на обе ноги. Во-первых, никто бы в СССР не стал рисковать, передавая американцам подлинные документы. И, тем более, сознательно компрометировать дорогого Никиту Сергеевича. Не нынешние нравы. Речь ведь не идет о романе в стиле «Шпиона, пришедшего с холода». Что касается британского разведчика, то хоть за ним, естественно, и была установлена слежка, но контакты с Пеньковским осуществляла его жена, да и слишком редки они были.

Но и такие выкладки не мешают некоторым историкам придерживаться романтической версии, что, мол, Пеньковский стал заложником большой игры против Хрущева в верхах.

Дескать, была задумана большая провокация с подставой, в результате которой был убран глава ГРУ генерал Серов и решительным образом ослаблены силовые позиции Хрущева. Для некоторых аналитиков за всем маячила тень вероятного на тот момент преемника Хрущева Фрола Козлова, но поскольку он скоропостижно скончался, вся комбинация до конца доведена не была. И Пеньковский попал, как кур в общип.

Версия № 2: Пеньковский стал жертвой большой политической игры. Его специально сдали янки. Зачем? Да все очень просто. Влиятельные американские круги ВПК были, дескать, заинтересованы в осложнении отношений с Союзом в момент, когда на горизонте обозначились признаки посткарибской оттепели. А потому и провернули комбинацию с подставой. Вина за провал Пеньковского автоматически ложилась на англичан, а скандал, вызванный разоблачением «крота», поднял в Кремлю такую волну искреннего антиамериканизма, что ни о каком сближении Москвы и Вашингтона не могло быть и речи. «Холодная война» вышла на очередной виток со всеми вытекающими из такого факта военными сверхрасходами.

Версия, как мы видим, не менее красивая, но ничего общего с реальностью не имеющая. Провал такого ценного агента трагедия для любой разведки. Вместо наград и повышений — отставки и забвение. Не верится в то, что ЦРУ могло провернуть столь бессмысленную комбинацию. А отношения Кремля и Белого дома были и так на точке замерзания.

А теперь вернемся к уже объявленной нами рутинной операции КГБ. Честь установления западного «крота» принадлежит безымянным сотрудникам седьмого управления КГБ, а попросту говоря «топтунам» или «наружке» — сотрудникам, ведущим наружное наблюдение. Их внимание привлек тот факт, что жена, как мы уже отметили, выявленного сотрудника СИС Чисхольма, Джаннет, мать троих детей, во время прогулок со своими отпрысками время от времени заходит в разные подъезды.

В принципе агентам могло показаться, что женщина просто заходит поправить предметы своего туалета. Однако после очередного подъездного захода мисс Джаннет наружка заметила, что через некоторое время из подъезда вышел вполне советский человек, который, как потом выяснилось, там не проживал и знакомых не имел. Человек был сфотографирован и спустя некоторое время идентифицирован.

Как мы видим, «агенты с улицы» оказались лучшими аналитиками. Ведь незнакомца можно было и «не пробивать». Мало ли кто может выйти из подъезда.

Так впервые Пеньковский попал на заметку. Подозрения усилились, когда он рискнул без санкции Второго главного контрразведывательного управления посетить посольство Великобритании. Теперь его вели постоянно. Зная об обширных связях подозреваемого, да плюс отдавая себе отчет в том, что ГРУ могло вести собственные активные операции, контразведчики установили камеру в цветочном ящике соседей Пеньковского. Затем пришлось отправить в отпуск на Черное море семью, проживавшую этажом выше. На этот раз удалось просверлить потолок квартиры оборотня и спустить к нему миниатюрную камеру. С ее помощью и удалось зафиксировать работу Олега Пеньковского с шифроблоками. А последовавший затем обыск не оставил сомнений — полковник ГРУ — опасный шпион. Заканчивался 1962 год.

Дом на Гончарной набережной, с чердака которого велось наблюдение за квартирой Пеньковского и по кабелю, протянутому по дну Москвы-реки, управлялась кинокамера, закреплённая над квартирой шпиона Дом на Гончарной набережной, с чердака которого велось наблюдение за квартирой Пеньковского и по кабелю, протянутому по дну Москвы-реки, управлялась кинокамера, закреплённая над квартирой шпиона Фото: wikipedia.org

Вскоре арестовали не только Пеньковского, но и его главного связного, бизнесмена Винна. Пеньковский был публично судим и приговорен к высшей мере — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 16 мая 1963 года.

А его неудачливый компаньон — Гревилл Винн получил длительный срок — восемь лет строгого тюремного режима. Но сидел недолго. В апреле 1964 года его обменяли на... Гордона Лонсдейла, в миру Конана Молодого, прототипа героя фильма «Мертвый сезон».

Так что, литовский артист Норейка, изображавший нервного шпиона, побежавшего на последних метрах к своим, играл Винна. Если это кому-то интересно.


Суд над Олегом Пеньковским Суд над Олегом Пеньковским Фото: youtube.com

Но главный вывод сводится к тому, что как в Союзе, так и сейчас для контрразведки сохраняются значительные трудности в работе с персонажами, входящими в элитарные круги общества. Связи Пеньковского, его близкое знакомство с маршалом долгое время сбивали со следа наши спецслужбы. Аналогично чуть позже обстояло дело и с другим видным предателем Шевченко, нашим представителем при ООН, которого прикрывала от всех подозрений близкая дружба с тогдашним министром иностранных дел Громыко. Причем после побега Шевченко сам Громыко решительно отвергал любые намеки на близкие отношения с «оборотнем». Пришлось контрразведчикам, чтобы прикрыть уже собственные спины, предоставить Андропову снимки семейных пикников Громыко и Шевченко.

О том, что творилось в наших верхах в перестроечные годы и после полного торжества демократии и говорить не приходится. Одна фигура Березовского чего стоит...

И все-таки есть сторонник версии, что Пеньковского отнюдь не казнили, а сделали ему пластическую операцию, сменили имя. И он спокойно пенсионером доживал свои годы где-то на подмосковной даче. В доказательство приводили пример его семьи, которая, к счастью, не пострадала, а дочери к тому же, дескать, органы помогли поступить и успешно закончить университет. Впрочем, каждый волен верить в то, во что хочется. А история Олега Пеньковского, видимо, еще откроет некоторые свои секреты.

Михаил Щипанов
Михаил Щипанов