26 декабря 2017 в 10:32

Навальный идёт ва-банк

Фактически внесистемный оппозиционер призвал к срыву и компрометации президентских выборов

Оппозиционер Алексей Навальный (в центре) во время процедуры регистрации кандидатов на должность президента РФ в Центральной избирательной комиссии РФ Оппозиционер Алексей Навальный (в центре) во время процедуры регистрации кандидатов на должность президента РФ в Центральной избирательной комиссии РФ Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

То, что Центризбирком не зарегистрирует Алексея Навального в качестве официального кандидата в президенты, известно было давно. Сам оппозиционный юрист неоднократно указывал на расхождение, по его мнению, положений Конституции, в частности её статьи 32, и закона о выборах: дескать, Конституция его участие в выборах не запрещает, но Центризбирком ссылается на его непогашенную условную судимость за тяжкое преступление. Ради разрешения такого противоречия Навальный готов идти в Конституционный суд, а потом и в Страсбург. А пока он довольно пафосно через YouTube призвал своих соратников бойкотировать выборы.

Вкратце его тезисы звучат примерно так: власть меня боится, а потому в выборах участвуют только те кандидаты, которых специально отобрал Кремль. А раз так, то недостаточно портить бюллетени и вписывать в них фамилию Навальный. Таким образом вы лишь санкционируете этот фарс.

Говоря откровенно, Навальный только выиграл от своего устранения от участия в президентской гонке.

Лишь большие романтики могли предположить, что по стране в целом он набрал бы больше процентов пяти. Известен он, скорее, в столицах. При том, что за последнее время он провёл немало митингов от Владивостока до Калининграда ради повышения собственной узнаваемости. Но те несколько сотен собиравшихся на его презентации вряд ли сделали бы серьёзную электоральную погоду. И понятно, ни о какой победе или даже о попадании в призовую тройку и речи быть не могло. Даже на выборах столичного мэра он набрал завидные 25 процентов, но на победу претендовать не мог.

Однако властные политтехнологи предпочли видеть в гонке Собчак, как фигуру менее самостоятельную. В результате Ксения с барского плеча предложила Навальному стать её доверенным лицом. Намекая, вероятно, на возможность воспользоваться его провинциальной инфраструктурой. Но отныне и навсегда для Навального Собчак — из числа «санкционирующих фарс выборов».

Однако теперь он действительно может напрямую играть на реальном или вымышленном страхе власти, которая даже предпочитает не произносить его имени. Как сказала бы Анна Ахматова, какую биографию делают нашему блондину. В России всегда примечали гонимых властью. И Навальный максимально раздует этот момент. На то он и профессиональный политик. И его главная задача — любой ценой сохранить себя в активной политике.

Вот только призывы к активным протестам могут привести к новым уголовным делам. Причём не только против Навального, но и людей, которых он рассчитывает вовлечь в свой активный бойкот. И если сам Навальный в какой-то мере уже защищён своей известностью на Западе, то молодых и горячих соратников он рискует подставить не только под дубинки росгвардейцев, но и подвести под уголовные дела. А политику, мечтающему о высоких постах, необходимо, прежде всего, демонстрировать чувство ответственности, хотя бы за тех, кого он уже успел приручить.

Фёдор Крашенинников, политолог, специально для News.ru:

Алексей Навальный сделал свой выбор как политик. Это его естественная позиция, которая проистекает из всей его политической деятельности. Как бы кто к ней ни относился. Да, политик должен быть в центре внимания. Должен своими постоянными инициативами привлекать к себе сторонников. Знаете, скромность — это не та черта, которая должна быть присуща таким деятелям. Во всяком случае, я таких политиков не знаю.

Михаил Щипанов
Михаил Щипанов