Консервативная Саудовская Аравия официально и стремительно открывается для внешнего мира. Недавно 32-летний наследный принц Мохаммед бин Салман совершил продолжительный вояж в США и Европу, рассказывая Западу о реформистской Саудовской Аравии, ослабляющей законодательство в рамках масштабного плана экономической перестройки. Здесь и туристические проекты, и возвращение в культурную жизнь страны кинотеатров, расширение прав женщин и т. д.
Однако реальное воплощение реформ, декларируемых молодым наследным принцем и де-факто королём, вызвало многочисленные вопросы ещё после нашумевшего «ночного» задержания саудовских принцев и чиновников в ноябре 2017 года. Теперь, после сообщений об аресте Управлением государственной безопасности КСА 11 гражданских активистов, в основном — женщин-правозащитников, есть все основания сомневаться в реальной, а не демонстративной либерализации законодательства королевства.
Символично, что задержание произошло в преддверии вступления в силу решения об отмене запрета женщинам управлять автомобилем, а упомянутые активисты помимо выступлений против существующей системы опеки и поручительства (требование женщинам получать разрешение от родственников-мужчин на учёбу, путешествие и т. д.) как раз были известны акциями против запрета на женское вождение авто. Имена шести известны — это одна из лидеров саудовского женского движения 28-летняя Лужайн аль-Хатиуль, профессор университета и блогерша Иман ан-Нафджан, 60-летняя Азиза аль-Юсеф, адвокаты Аиша ам-Манеа и Ибрагим ам-Модеймих, а также молодёжный активист Мохаммад ар-Рабеа.
#SaudiArabia's authorities & state media launch a chilling smear campaign against women's rights activists who campaigned to end the ban on women driving. #MBS's reforms amount to little when prominent activists are behind bars & smeared as traitors https://t.co/PBEFJCb5ac pic.twitter.com/LPMNk6TgFp
— AmnestyInternational (@amnesty) 21 мая 2018 г.
По словам саудовских правозащитников, вопрос опеки и попечительства — ключевой в борьбе за права женщин. По данным HRW, только в 2011 году судами Саудовской Аравии были осуждены около 30 активистов, многие из которых получили приговоры сроком до 15 лет. По данным Amnesty International на 23 мая, в этот раз задержано 11 активистов. Саудовские власти обвиняют их в «предательстве» — у арестованных якобы были подозрительные контакты с иностранными организациями, и они получали финансирование от «врагов за границей». По некоторой информации, семь из задержанных вроде как были вовлечены в усилия по созданию неправительственной организации под названием «Амина», которая должна была оказывать помощь жертвам домашнего насилия. Точное местонахождение задержанных неизвестно.
«Несмотря на международный протест и призывы к освобождению активистов, они по-прежнему остаются под арестом за мирную работу в области прав человека», — заявила Самам Хадид, директор Amnesty International по Ближнему Востоку. — Власти Саудовской Аравии не могут продолжать публично заявлять, что посвятили себя реформам, и в то же время относиться к женщинам-правозащитникам таким жестоким образом».
Arrest of Samar Badawi in #SaudiArabia is latest attempt to intimidate & supress activists. https://t.co/COGQY3vNdL pic.twitter.com/vAJyDmKuH9
— AmnestyInternational (@amnestyusa) 12 января 2016 г.
Беспрецедентный стиль арестов женщин под надуманным предлогом означает, что Саудовская Аравия планирует больше арестов и судебных процессов против активистов, считает Кристин Смит Диван из Института арабских стран Персидского залива в Вашингтоне. По мнению исследовательницы, женщин забрали прямо из своих домов, что является относительно новым способом навязывания порядка в Саудовской Аравии.
«Это война с активизмом, — считает саудовский журналист Джамал Хашогги. — Он (принц Мохаммед. — News.ru.) хочет, чтобы люди отошли в сторону и приняли то, что он им даёт, и он приведёт их в будущее».
Насколько подобный и по определению тернистый путь правильный для Саудовской Аравии — не ясно, поскольку реформы принца Мохаммеда среди молодёжи страны пользуются популярностью и вызывают протест в консервативных кругах, в основном — «старогвардейцев». Возможно, ответ в том, что даже среди молодёжи есть понимание того, что преобразование страны должно идти естественным путём, а не восприниматься как королевская прихоть, пусть даже нацеленная на перестройку. В этом смысле довольно точен научный сотрудник Института публичной политики Джеймса Бейкера при Университете Райса Кристиан Коатс-Ульрихсен, который сказал: «Задержанные активисты могли бы стать могущественными послами новой Саудовской Аравии, но вместо этого они заклеймены, как предатели». Это может замаскировать более глубокую борьбу внутри королевства, подытожил эксперт.