В Интернете появилось видео, как подросток прощается со своей матерью, уходит и вскоре умирает. Ролик — инсценировка, сделанная ирландскими националистами, но он реалистично отображает происходящее в регионе. Военизированные группировки продолжают терроризировать население Северной Ирландии даже спустя 20 лет после заключения перемирия с правительством Великобритании. Организации, которые ранее ставили политические требования, сейчас выродились в полукриминальные формирования.
История вопроса
История насилия в Северной Ирландии насчитывает уже много лет. Остров начал бороться за независимость от британской короны ещё в конце XVII века. В 1919 году началась Англо-Ирландская война, которая завершилась спустя два года, а её результатом стало создание суверенного государства. Однако северные районы острова, населённые преимущественно ирландцами-протестантами, проголосовали за то, чтобы остаться под властью Лондона. Большинство католиков, которые сегодня составляют около трети населения Северной Ирландии, не смирились с таким положением дел и стали требовать воссоединения своих земель с независимой Ирландией.
На протяжении десятилетий в регионе шла вооружённая борьба, которая вошла в активную фазу в конце 1960-х. Британское правительство было вынуждено отправить на мятежную территорию войска, упразднить ранее существовавшие местные органы власти и ввести прямое управление из центра. В 1972 году британские солдаты открыли огонь по мирной демонстрации католиков и убили 13 человек, чем спровоцировали массовые беспорядки и начало массового террора со стороны ирландских националистических организаций. В период с 1972 по 1975 год от их рук погибло 475 человек. Наиболее сильной группировкой католиков-националистов была Ирландская республиканская армия (ИРА). В результате противостояния ИРА и британского правительства в 1970−90-х годах в Северной Ирландии погибли свыше 3600 человек.
Уровень насилия удалось резко снизить после подписания 10 апреля 1998 года между Лондоном и всеми партиями Северной Ирландии так называемого Соглашения Страстной пятницы. Боевые группы, в том числе ИРА, обязались сложить оружие, а британское правительство — предоставить самоуправление. Но привыкшие к насилию и почти полной безнаказанности участники формирований не спешили прекращать свою деятельность. По данным полиции, за 20 лет, которые прошли после заключения соглашения, от вооружённых групп погибли 323 человека. При этом не поддерживаемые, как ранее, политическими партиями группировки быстро маргинализировались и стали во многом напоминать уличные банды, которые действуют до сих пор.
Деятельность небольших военизированных отрядов свелась к так называемому патрулированию улиц. Боевики говорят, что пытаются очистить свои населённые пункты от преступности и наркотиков. Однако, как утверждает директор департамента по вопросам безопасности в Северной Ирландии Энтони Харбинсон, самопровозглашённые блюстители порядка сами часто творят насилие и торгуют психотропными веществами. В 2010 году полиция арестовала несколько десятков членов так называемой Республиканской акции против наркотиков (RAAD) именно за распространение.
Brexit как повод
Активность вооружённых банд возросла в последние годы из-за Brexit. В отличие от жителей Англии и Уэльса большинство населения Северной Ирландии высказалось против выхода Великобритании из Евросоюза, так как в этом случае будет установлена жёсткая граница между севером и югом острова. Члены военизированных формирований получили дополнительное идеологическое обоснование своей деятельности.
Если раньше члены вооружённых формирований участвовали в столкновениях между католиками и протестантами, то теперь они нападают на своих единоверцев, замечает Харбинсон. Для вышедших из-под контроля членов банд существуют наказания в виде стрельбы в лодыжки, локти, колени и избиения молотками. Убийство не ставят целью, но иногда «воспитательные меры» приводят к смертельному исходу. В феврале этого года в Дерри, населённом преимущественно католиками, прошёл большой митинг. Люди требовали от полиции избавить их от бесчинств незаконных группировок. Один из вышедших на акцию протеста рассказал, что бандиты четыре раза выстрелили ему в ногу. До сих пор мужчина вынужден жить в страхе. Для многих единственный способ не стать жертвой насилия — уехать из города. По данным полиции, немалая часть горожан предпочитают отправлять своих детей-подростков на время учёбы в школах в другие места.
Поведение вооружённых групп в католических общинах объясняется тем, что отряды боевиков изначально формировались в качестве противовеса полиции — её считали прислуживающей британцам, поясняет старший преподаватель криминологии в университете Ольстера Рэйчел Монаган.
В то же время о силе этих группировок говорит одна интересная фотография, появившаяся в Сети. На ней несколько человек в масках с оружием в руках. Подпись гласит, что люди готовы бороться за независимость Северной Ирландии. Специалисты внимательно рассмотрели изображённое оружие. Там оказались старый АК-47, давняя версия винтовки M-16 и даже кольт 1903 года производства.
A short thread on how we can learn interesting things about group abilities and small arms from only or two pictures. This may become a piece at some point but whatevs.
— Cᴀʟɪʙʀᴇ Oʙsᴄᴜʀᴀ (@CalibreObscura) 7 сентября 2018 г.
This is the famously amusing "lilac gloves" Irish dissident image, with a second angle attached 1/X pic.twitter.com/jqauTe0knT
Вероятно, на самом деле группировки имеют крайне ограниченный доступ к вооружениям и все их угрозы рассчитаны больше на психологический эффект, нежели их авторы готовы на реальную борьбу с властями. Максимум, на что сегодня способны члены групп — запугивание местных жителей. К сожалению, этому способствует бездействие полиции. Как говорят специалисты, спецслужбы давно внедрили своих агентов в различные формирования и получают самую актуальную информацию о планах ирландских боевиков. В то же время правоохранители предпочитают не вмешиваться, когда банды берут под свой контроль католические кварталы и фактически подменяют собой власть.