Иран включил в переговоры с европейскими странами — участницами Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — Великобританией, Францией, Германией и Россией — вопросы, связанные с Йеменским кризисом. «Принято решение, что в переговорную повестку с четырьмя европейскими странами будет включён только йеменский кризис. Это обусловлено проблемами народа Йемена и страданиями, которые он испытывает», — заявил заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи. Как передаёт Reuters, участвовавшие в переговорах европейские представители подтвердили, что именно в вопросах относительно Йемена «переговоры значительно продвинулись и идут в правильном направлении». По словам чиновников, Тегеран предложил европейцам свои услуги для установления коммуникаций и начала переговоров с хуситами.

Такое заявление было сделано на фоне одностороннего выхода Вашингтона из иранской сделки. Лидеры Великобритании, Франции и ФРГ заявили о приверженности договорённостям по СВПД. О своём намерении продолжить выполнять обязательства заявил также президент Ирана Хасан Рухани. В свою очередь, региональные соперники Ирана, Израиль и Саудовская Аравия, поддержали решение американского президента Дональда Трампа отказаться от ядерной сделки с Ираном и достигнуть новую — на более приемлемых для США условиях.

Активная фаза вооружённого противостояния в Йемене началась с 2014 года, когда начались столкновения между повстанцами-хуситами из движения «Ансар Аллах» и сторонниками президента страны Абд Раббо Мансура Хади. В 2015 году в эту страну начала вторжение коалиция арабских государств под руководством Саудовской Аравии. По данным ООН, в ходе конфликта в Йемене были убиты более 10 тысяч человек. Кроме того, в результате морской блокады коалиции, в ходе которой вместе с оружием йеменским повстанцам были перекрыты поставки в страну продовольствия, медикаментов и топлива, в Йемене была создана гуманитарная катастрофа: несколько миллионов человек, находящихся на территории страны, по данным ООН, остро нуждаются в гуманитарной и медицинской помощи.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Саудовская Аравия регулярно обвиняет Иран в финансовой и военной поддержке хуситов, а Тегеран в свою очередь заявляет, что Эр-Рияд является главным виновником гуманитарного кризиса в Йемене. Военную помощь хуситам в Иране периодически отрицают, в то же время ради политических целей признают консультативную помощь «своим союзникам в Йемене».

Корреспондент News.ru выяснил у экспертов, оказывает ли Тегеран реальную помощь йеменским хуситам, может ли Иран использовать конфликт в Йемене для достижения прогресса в переговорах в рамках СВПД и как возможный успех на этом направлении может смягчить давление со стороны США (требование «поспособствовать миру в Йемене» было заявлено госсекретарем Помпео в 12 пунктах).

Помогает Йемену морально

По мнению военного эксперта Юрия Лямина, непосредственно к СВПД «йеменский вопрос» отношения не имеет, а обсудить его можно на любой площадке для переговоров, где встречаются дипломаты из заинтересованных стран. Желание Тегерана обсудить этот вопрос сейчас вызвано тем, что силы арабской коалиции, воюющие против хуситов, недавно вышли к ключевому порту Ходейда на западном побережье Йемена. Это единственный крупный порт, остающийся у хуситов под контролем, и через него поступает основная часть гуманитарной помощи со стороны ООН в подконтрольные им районы, поясняет эксперт.

Вообще же, полагает Лямин, влияние Ирана на хуситов сильно преувеличивается Саудовской Аравией и её союзниками, включая США. «Хуситы зародились и набрали популярность среди племен шиитов-зейдитов на севере Йемена как чисто йеменское политическое движение, и только после этого на них в Тегеране начали обращать серьёзное внимание. Но даже после этого хуситы в первую очередь опирались на собственные силы и союзников внутри самого Йемена. Власть на севере Йемена, включая столицу страны Сану, хуситы смогли захватить не благодаря какой-то заметной военной поддержке со стороны Ирана, а благодаря своим удачным действиям, заключению союза с бывшим президентом Салехом (бывший президент Йемена Али Абдалла Салех, убит в ходе конфликта с хуситами в 2017 году. — News.ru.), слабости йеменского президента Хади, ну и грубейшим просчётам со стороны Саудовской Аравии, которая как раз очень активно участвовала во внутренних делах Йемена», — считает военный эксперт.

Возможности Тегерана по оказанию хуситам помощи сильно ограничены из-за действующей со стороны коалиции блокады контролируемых хуситами территорий, заключает Лямин.

Мечты о йеменском аналоге «Хезболлы»

Руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семёнов считает, что пока ещё не ясно, как может быть урегулирование йеменского кризиса привязано к СВДП. В то же время, эксперт полагает, что налицо заигрывание Ирана с европейцами. «Тегеран, с одной стороны, пытается как бы предоставить ЕС возможность стать ключевым игроком в йеменском урегулировании, а с другой стороны, с учётом достаточно лояльного отношения европейцев к хуситам, сохранить их в качестве одной из ведущих политических сил в Йемене, именно путём вовлечения европейцев в этот процесс. Но вопрос: насколько в этом заинтересованы сами европейцы, которым всё это не сулит каких-либо дивидендов», — отмечает Семёнов.

Фото: Global Look Press/dpa/Hani Al-Ansi

По его мнению, тяжёлое военное положение хуситов в Йемене влияет на заинтересованность в мирном процессе, при этом связи повстанцев с Тегераном сильно преувеличены. «Нельзя исключать, что Иран как раз сейчас и пытается усилить своё влияние на хуситов через более активное вовлечение в процесс йеменского урегулирования. Ведь Иран изначально был против захвата власти в Йемене хуситами, но хотел бы скорее «приручить» их и сохранить в качестве своего элемента влияния на политическом поле Йемена, наподобие «Хезболлы» в Ливане. Надо признать, инициатива достаточно интересная, но есть большие сомнения в перспективах её практической реализации», — резюмирует эксперт.