Разворачивающаяся с 13 июня в Йемене битва за удерживаемый хуситами портовый город Ходейда, по всей видимости, станет переломной в конфликте. По значимости её можно сопоставить со сражением за Восточный Алеппо в Сирии.

Блокада хуситов

Об операции по овладению портом и одним из крупнейших городов Йемена в руководстве антихуситского альянса, возглавляемого ОАЭ и КСА, заговорили ещё осенью 2015 года. Сразу после того, как второй по величине после столицы Саны город Аден перешёл под контроль коалиционных сил. Взятие Ходейды полностью бы перекрыло возможности любых видов поставок, включая продовольствие, для территорий, контролируемых движением хуситов «Ансар Аллах», и привело к полной блокаде этих регионов.

Фото: Global Look Press/dpa/Hani Al-Ansi

Однако коалиция отдала приоритет городу Таиз, за который разгорелись затяжные и до сих пор не окончившиеся бои. Затем выступавшие в качестве основного куратора военных операций на юге Йемена Эмираты значительно снизили собственное участие в операциях против хуситов. ОАЭ развернули свои силы в направлении Хадрамаута — против «Аль-Каиды» (запрещена в России). Противоречия между Абу-Даби и его союзниками из «Южного Сопротивления» с одной стороны и просаудовским йеменским президентом Хади и поддерживающим его политическим блоком «Аль-Ислах» — с другой также не способствовали координации усилий по подготовке и запуску операции в направлении Ходейды. Саудовская Аравия неоднократно пыталась начать собственную кампанию по захвату порта, но все усилия Эр-Рияда упирались в йеменские приграничные города Миди и Харад, которые стали непреодолимым препятствием для саудовских прокси-сил на пути к Ходейде: несмотря на многочисленные реляции по поводу их взятия, они вскоре вновь возвращались под контроль хуситов.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Ситуация изменилась в январе 2017 года. К этому времени ОАЭ смогли превратить Южный Йемен фактически в свой протекторат и уже не опасались снижения здесь собственного влияния. Лояльные Эмиратам силы взяли под контроль аэропорт города Аден. Тогда перед Абу-Даби и встал вопрос о необходимости продолжения линии по овладению всеми ключевыми портами и базами, контролирующими стратегические с точки зрения международных морских перевозок акватории Баб аль-Мандебского пролива и Аденского залива. ОАЭ развернули собственные базы в Асэбе (Эритрея), Бербере (Сомали), на островах Сокотра и Перим, а также в Адене и в Эль-Мукалла в Йемене. В результате коалиционной операции «Золотое копьё» лояльные Абу-Даби силы при непосредственной поддержке войск ОАЭ смогли установить контроль над портами Зубаб и Мокка в феврале–апреле 2017 года, но дальнейшие попытки продвинуться к Ходейде снова были безуспешны, операция была приостановлена.

Саудовские прокси-силы на своём участке проведения операции также не смогли преодолеть линии обороны хуситов у Миди, хотя в мае 2018 года город и перешёл под их контроль.

Выступления экс-президента Салеха в декабре 2017 года против хуситов хотя и обернулись его гибелью, но всё-таки серьёзно ослабили силы, противостоящие коалиции. В том числе потому, что многие сторонники Салеха перешли на сторону противников «Ансар Аллах». Другие же если и сохранили альянс с хуситами, то остались лишь удерживать свои участки фронта. Этим воспользовались ОАЭ, в итоге в конце 2017 года начался новый этап операции «Золотое копьё», который привёл к выходу проэмиратских сил непосредственно в предместья Ходейды к началу июня 2018 года.

Фото: Global Look Press/Xinhua/Mohammed Mohammed

Потеря Ходейды — ещё не конец

Наступление на Ходейду постоянно откладывалось и в связи с международным давлением. Так, ведущие европейские государства, Россия и США, опасались, что в результате падения последнего порта, связывающего густонаселённые регионы Северного Йемена с внешним миром, гуманитарный кризис в стране обернётся голодомором беспрецедентного масштаба. Вероятно, ОАЭ смогли убедить мировое сообщество, что не допустят ухудшения гуманитарной обстановки, и получили «зелёный свет» для начала операции по взятию самого города, которая была запущена 13 июня с боями за аэропорт. Контроль над этой воздушной гаванью окончательно перешёл к силам коалиции 19 июня.

Для атаки на город коалиция сосредоточила до 27 тысяч бойцов. Прежде всего, это «Бригады Амалека» — подготовленные и обученные ОАЭ шесть формирований, укомплектованные главным образом бойцами «Южного Сопротивления» (около 15 тысяч человек). В координации с ними действуют силы республиканской гвардии Тарека Салеха, перешедшие на сторону коалиции и поддерживаемые Эмиратами. Сами ОАЭ развернули для атаки до бригады собственных сил. По некоторым данным, в операции могут принять участие и спецназовцы Франции, а французские тральщики будут очищать акваторию порта от мин.

Стороны понимают, что бои за Ходейду могут обернуться не только масштабными жертвами гражданского населения, но и большими потерями в личном составе подразделений, поэтому готовы рассматривать предложения по урегулированию ситуации. Так, спецпосланник ООН по Йемену Мартин Гриффитс проводил переговоры с хуситами и коалицией о судьбе Ходейды, но пока не добился прорыва. Коалиция в качестве компромиссного варианта предлагает (вернее, настаивает) полностью выйти из города «Ансар Аллах» и передать контроль за населённым пунктом ООН. Хуситы, в свою очередь, отказываются покидать Ходейду, но согласились на совместный с ООН контроль порта.

Взятие Ходейды вряд ли приведёт к полному поражению хуситов. В то же время даже после падения части города «Ансар Аллах» потеряет последнюю связь с внешним миром. Этого обстоятельства уже будет достаточно, чтобы сделать хуситов более восприимчивыми к предложениям по перезапуску переговорного процесса по Йемену и к учёту требований коалиции. То есть в данном случае значимость боёв за Ходейду можно сопоставить с операцией в сирийском Алеппо. Именно его падение привело к запуску мирного процесса на выгодных для Асада и его союзников условиях.

Безусловно, контроль Ходейды укрепит позиции ОАЭ не только в Йемене, но и в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). По сути, все удачные военные операции, изменившие картину войны в Йемене (взятие Адена, Эль-Мукаллы, Мокки), могут быть записаны на счёт Абу-Даби. Эр-Рияд не смог добиться в ходе йеменской кампании каких-либо значимых успехов и наоборот несёт лишь репутационные потери, будучи неспособным защитить собственные приграничные территории от рейдов хуситов.

Ходейда станет решающим успехом деятельности ОАЭ в Йемене и позволит именно Абу-Даби диктовать условия в рамках выработки общих подходов коалиции к окончательному решению йеменской проблемы. Для Саудовской Аравии принципиально важно как можно скорее завершить конфликт, а с лидирующей ролью ОАЭ королевство будет вынуждено смириться. Нельзя исключать, что Эмираты смогут целенаправленно преувеличить роль представителей семьи экс-президента Салеха и верных ей сил в боях за Ходейду, чтобы в дальнейшем вернуть её в высшие эшелоны йеменской власти в качестве представителя интересов ОАЭ — в противовес или даже вместо просаудовского президента Хади.