Вокруг Красного моря и Аденского залива формируется новый региональный блок под руководством Саудовской Аравии, что частично отражает её соперничество с Объединёнными Арабскими Эмиратами. ОАЭ, как показал конфликт в Йемене, не хотят считаться с чьими-либо интересами в регионе вопреки дружелюбной риторике.

Саудовское руководство провело встречу с представителями Египта, Джибути, Сомали, Судана, Йемена и Иордании. Шесть стран, которые имеют выход к Красному морю и Аденскому заливу, вероятно, необходимы Эр-Рияду с точки зрения контроля над этим стратегически важным районом, делает вывод катарский телеканал Al-Jazeera. Как отмечают наблюдатели, объединение необходимо для саудовского руководства прежде всего с точки зрения противостояния Ирану, Турции и Катару — региональным соперникам королевства. Ожидается, что после встречи в Эр-Рияде группа экспертов названных стран соберётся в Каире для обсуждения технических вопросов.

«Это часть усилий королевства по защите его интересов, интересов его соседей и стабилизации региона, в котором мы живём, и часть попыток наладить взаимодействие между различными странами», — заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр по итогам прошедших переговоров в Эр-Рияде.

Между тем в Саудовской Аравии не присутствовали делегации из Эритреи, которая имеет острова в Красном море, и Эфиопии, которая не имеет выхода к морю, но превосходит всех на Африканском роге по численности населения.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

По словам шефа саудовской дипломатии, «чем больше сотрудничества и координации между странами этого региона, тем меньше негативное внешнее влияние». Саудовская Аравия и её декларативный союзник в Персидском заливе — ОАЭ — всё чаще рассматривают побережье Африканского рога в качестве своего «западного фланга безопасности». Они, вероятно, испытывают страх, что их региональные противники могут закрепиться в этом районе. Красное море также включает Баб-эль-Мандебский пролив — через эту артерию ежедневно проходит 3,2 млн баррелей нефти в Европу, Соединённые Штаты и Азию. В последние годы водный путь подвергался нападениям пиратов и повстанцев-хуситов, которые являются одной из сторон конфликта в Йемене.

Адель аль-ДжубейрФото: MFA Russia/Flickr.com/Global Look PressАдель аль-Джубейр

Аль-Джубейр также сообщил, что на встрече в Эр-Рияде обсуждались вопросы стимулирования торговли и сохранения окружающей среды. В рамках стремления диверсифицировать свою экономику от нефти, Саудовская Аравия объявила о нескольких мегапроектах вдоль Красного моря, включая деловую зону, создание которой оценивают в $500 млрд.

Не исключено, что проект блока под руководством Саудовской Аравии необходим для сдерживания амбиций ОАЭ, которые давно ведут себя как завоеватели, например в Сомали. Эмираты развернули на территории африканской страны свои военные пункты, не считаясь с требованиями местного правительства. Аналитики подозревают их в желании создать свою колониальную империю. В подобные колониальные планы как раз, возможно, вписывался йеменский архипелаг Сокотра, который расположен в стратегически важном регионе. Весной этого года просаудовское руководство страны во главе с лидером, Абд-Раббу Мансуром Хади, обратилось в ООН с жалобой на своих формальных союзников — Эмираты, которые за последнее время нарастили своё военное присутствие. В частности, чашу терпения переполнил факт оккупации йеменского архипелага в Индийском океане эмиратовскими военными, хотя именно Сокотра отличалась тем, что там почти не велись боевые действия. В жалобе в ООН действия Абу-Даби назывались «актом агрессии».

Саудовская Аравия поддерживает Хади как единственного лидера в Йемене, в то время как ОАЭ больше ориентируются на Южный переходный совет, который стремится к созданию независимого государства Южный Йемен. Обе страны сотрудничают в борьбе против хуситов-мятежников, однако со временем их пути в йеменском конфликте расходятся. Колониальные амбиции саудовской правящей династии и властей Абу-Даби, как полагают в экспертной среде, грозят не столько расколоть привычные блоки в Персидском заливе, сколько усугубить и без того затянувшиеся кризисы — например, йеменский. Возникает логичный вопрос, как их региональное соперничество, которое прикрывается декларациями о дружбе, проявит себя на африканском континенте. Новый региональный блок, которого хочет Саудовская Аравия, пока не даёт ответа.