Аудитория российского Интернета в 2018 году достигла 90 млн человек. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 3%.

Если говорить отдельно об устройствах, с которых пользователи выходили в Сеть, то ситуация следующая: один из главных трендов уходящего года заключается в увеличении мобильной аудитории (в том числе и эксклюзивной). Она обогнала десктопную и продолжает расти (61% Mobile против 56% Desktop).

Разница особенно заметна в малых населённых пунктах, однако в крупных городах проникновение устройств находится практически на одном уровне, рассказал главный аналитик РАЭК Карен Казарян в рамках конференции «Рунет 2018: итоги года». Что касается Smart TV, то на него приходится только 12% аудитории, но в будущем этот показатель может вырасти за счёт того, что просмотры продолжительных роликов перетекают с декстопов на Smart TV.

Как отметили аналитики, пользователи проводят в Сети всё больше времени: средний юзер тратит на Интернет около трёх часов в день (цифра включает и мобильные устройства, и декстоп). Значительная часть времени, безусловно, уходит на социальные сети, но, по словам Казаряна, их стремительно догоняет видео-контент. Примечательно, что платная модель потребления видео в 2018 году начинает доминировать над рекламной моделью. Аналитики подсчитали, что годовая выручка легальных онлайн-видеосервисов может составить 14 млрд руб., что на 20% больше, чем было в 2017 году.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Instagram завоёвывает Россию

Возвращаясь к теме соцсетей, Brand Analytics в ходе конференции поделилась результатами исследования «Соцсети в России, осень 2018». Специалисты выяснили, что число активных авторов социальных медиа в России составляет 46 млн человек. Как заметил директор по маркетинговым коммуникациям Василий Чёрный, за полтора года активность пользователей выросла чуть меньше, чем на 30%.

Фото: Hendrik Schmidt/dpa/Global Look Press

Что касается объёма контента, то с мая 2017 года он вырос в три раза: с 625 млн до 1,8 млрд сообщений в месяц. Здесь стоит уточнить, что речь идёт о тех сообщениях, которые отправлялись из России. Если не привязывать к геолокации, то этот показатель, по словам Чёрного, составляет около 2,5 млрд. Основными соцсетями для россиян стали «ВКонтакте», Instagram и «Одноклассники», где первая лидирует как по количеству авторов, так и по генерации контента.

При этом Instagram занимает первое место среди социальных сетей, где преобладает женская аудитория: число представительниц прекрасного пола в ней составляет 76,6%. На втором месте разместился Facebook с 59,3%, на третьем — «Мой мир» с 56,3%. Самой молодой продолжает оставаться «ВКонтакте»: количество пользователей до 24 лет составляет практически 44%. В Facebook ситуация совсем иная: большая часть её аудитории — это юзеры от 25 до 44 лет.

Неожиданным для Brand Analytics стал лидер по объёму ежедневных публикуемых видео. Им оказалась соцсеть «Одноклассники» с более 500 тыс. соответствующих постов в день, а не Instagram, которая расположилась на четвёртом месте с результатом более 160 тыс. постов. При подсчёте не учитывались Stories, поскольку их основной объём не сохраняется и пользователи не могут перейти на такой контент по ссылке.

Однако кратный рост популярности Instagram среди российских пользователей стал самым ярким трендом 2018 года: количество авторов и контента за полтора года выросло в три раза. Директор по маркетинговым коммуникациям, ссылаясь на данные компании AiTarget, сообщил, что российский Instagram занимает первое место в Европе и шестое в мире по числу активных пользователей.

Instagram не смог войти в тройку самых цитируемых ресурсов авторами до 18 лет. Помимо популярных «ВКонтакте» и Facebook, молодёжь также интересует YouTube. Это объясняется тем, что для них геймерская тематика гораздо ближе, чем развлекательная в Instagram. Также для аналитиков оказалось удивительным, что в топ-10 попали «Одноклассники».

Фото: Nicolas Armer/dpa/Global Look Press

Ещё одним интересным трендом уходящего года стало проявление искренности в социальных сетях. На смену постам об успехах и достижениях пришёл контент, в котором пользователи не боятся говорить о неудачах, болезнях и проблемах.

Школьникам нужны уроки цифровой грамотности

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников в рамках конференции рассказал, как обстоят дела с цифровой грамотностью россиян. В частности, школьников. Специалисты протестировали свыше 64 тысяч детей из разных регионов России и пришли к выводу, что чем старше учащийся, тем выше его цифровая грамотность. Низкий показатель был зафиксирован только у 6%, в то время как 60% продемонстрировали средний уровень. Как подчеркнул Гребенников, в школах необходимо ввести уроки цифровой грамотности для повышения уровня знаний школьников.

«Цифровая грамотность — это не техническая специальность, это не технические знания. Это гуманитарные знания, которые необходимо внедрять среди всех наших школьников», — заявил директор РОЦИТ.

Специалисты также протестировали цифровую грамотность взрослого населения Москвы. По итогам опроса, только 1% показал низкий уровень. 52% респондентов продемонстрировали средний уровень и 47% — высокий. Что касается цифровой безопасности, то высокий уровень показали 87% взрослых и 40% школьников. Несмотря на это, очень мало взрослых пользователей рассказывают детям, как пользоваться цифровыми технологиями. В результате чего наблюдается дефицит компетенций транслирования своих знаний младшему поколению.