В Лондоне с аукциона ушла картина «Портрет Эдмонда Белами», автором которой является искусственный интеллект. Полотно было продано аукционным домом Christie’s за $432,5 тысячи.

Портрет представляет собой изображение джентльмена, возможно, француза. Он выглядит незавершённым: черты лица несколько нечёткие, а некоторые области холста пусты. Картина является частью группы портретов вымышленной семьи Белами, созданной парижским коллективом Obvious, который использовал GAN (Генеративно-состязательная сеть) — алгоритм машинного обучения без учителя.

Он состоит из двух частей: генератора и дискриминатора. Генератор создает новое полотно на основе имеющейся информации, а дискриминатор определяет, похож ли изображённый на картине «предмет» на человека. Фокус заключается в том, чтобы обмануть дискриминатора, заставив его думать, что новые образы — это реальные портреты. Для этого команда Obvious загрузила в компьютер данные о 15 тысячах картин, написанных между 14-м и 20-м веками.

На данном этапе дискриминатора значительно легче обмануть, чем глаз человека. Алгоритм считывает общие характеристики, например, наличие головы и плеч. Из-за этого портрет выглядит размытым, пояснил один из членов Obvious Хьюго Каселлес-Дюпре. Портреты, по его словам, являются самой сложной задачей для машины, так как человеческое лицо имеет огромное количество неровных черт, которые компьютер просто не в состоянии просчитать самостоятельно. Однако именно этот жанр позволил продемонстрировать, что искусственный интеллект может подражать творчеству.

Подобная работа ведётся в Университете Рутгерса в Нью-Джерси, США. Американские учёные разрабатывают принципиально новый алгоритм — CAN (Творчески-состязательная сеть). Идея заключается в том, чтобы научить компьютер создавать произведение, отличное от набора загруженных в него данных. Как рассказал директор лаборатории искусства и искусственного интеллекта университета Ахмед Эльгаммал, написанные ИИ картины абстрактны, потому что машина улавливает траекторию, по которой развивается человеческое искусство.

«Сеть поняла, что находит больше вариантов решения задачи, когда стремится к абстракции», — объясняет Эльгаммал.

Для того, чтобы понять, может ли созданное нейросетью вообще называться искусством, учёные прибегли к помощи дискриминатора «из плоти и крови». Картины представили группе экспертов, которым предложили отличить полотна, написанные ИИ и реальным художником. Результаты теста показали, что разница между человеческим и компьютерным творчеством крайне мала.

«На самом деле, людям больше понравились картины машины», — сообщил Эльгаммал.

Однако назвать работы ИИ искусством в широком смысле слова, то есть выражением чувств, невозможно, так как компьютер их не испытывает. Он воспринимает картину как изображение, созданное с эстетической целью. Это, в свою очередь, оставляет открытым вопрос об авторстве картин. Алгоритм просто создает визуальные формы, следуя эстетическим принципам, извлечённым из существующих произведений. При этом в цикле остаётся человек, который задает машине вопросы.

Специалист дома Christie’s Ричард Ллойд считает, что ИИ — это одна из нескольких технологий, которые окажут влияние на рынок произведений искусства в будущем, сообщается на сайте аукциона.

Ранее News.ru писал, что исследователь искусственного интеллекта Мэтт Рид из креативного агентства Red Pepper, расположенного в штате Теннесси, обучил нейросеть делать маски для Хеллоуина. Для этого он загрузил в компьютер пять тысяч шаблонов.