Утверждена дисквалификация прыгуньи в длину россиянки Татьяны Лебедевой. У чемпионки Афин-2004 отобрали две серебряные медали Пекина-2008. Таким образом, поставлена точка в одном из самых громких допинг-процессов последних лет. News.ru разбирался с тем, стоит ли закидывать камнями бывшую любимицу.
Что произошло
Российская прыгунья в длину Татьяна Лебедева приняла дисквалификацию за употребление допинга. Понимать данную формулировку буквально и говорить, что спортсменка признала за собой вину, не стоит. Новость означает лишь одно — в спортивной сфере россиянка исчерпала все средства, доступные для того, чтобы отстоять честное имя.
Сенатор Татьяна Лебедева признала двухлетнюю дисквалификацию за допинг. Она завершила карьеру шесть лет назадhttps://t.co/rbI67pojTK
— The Insider (@the_ins_ru) 5 сентября 2018 г.
Её двухлетняя дисквалификация отсчитывается с сентября 2016 года и закончится 16 сентября. От этого, правда, 42-летней Лебедевой ни горячо ни холодно: она завершила спортивную карьеру после Лондона-2012. Вот только два серебра Пекина-2008 — в тройном прыжке и в прыжках в длину — ей никто не вернет. Результаты спортсменки с августа 2008-го по август 2010 года аннулированы.
Отныне официально: Лебедева — признанный мировым спортивным сообществом нарушитель антидопинговых правил.
А она боролась?
Да, конечно. В июне 2017 года Лебедева совместно с метательницей копья Марией Абакумовой и велосипедисткой Екатериной Гниденко подала иск в Спортивный арбитражный суд (CAS). Всех троих ранее Международный олимпийский комитет (МОК) дисквалифицировал за туринабол. Запрещённое вещество обнаружили в результате перепроверки допинг-проб с Игр в Пекине и Лондоне.
Свою защиту в Лозанне Лебедева строила на том, что пыталась доказать некорректность используемой методики обнаружения допинга. Спортивный юрист Артём Пацев и вовсе назвал её «дефективной». Другой характеристики ждать не приходилось. Ведь разработал эту методику на пару с Тимофеем Соболевским экс-глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков.
Сенатор Татьяна Лебедева согласилась со своей дисквалификацией за допинг https://t.co/f4o9De3Zxx pic.twitter.com/HQ3rPdycTG
— Ольга Полякова (@OlgaViferi) 5 сентября 2018 г.
Сама Лебедева в успешный исход слушаний не верила, что и произошло. Год спустя — в июле 2018-го — CAS оставил решение МОК в силе. Апелляцию российские спортсмены подавать не стали. Поэтому новость о принятии дисквалификаций была лишь делом времени.
Что дальше
CAS — последняя инстанция в сфере спорта. И в этой плоскости стало понятно, правды и защиты Лебедева не найдёт. В своих интервью она говорила о желании идти в гражданский суд Швейцарии. И в качестве заключительного аккорда намеревалась обратиться в суд по правам человека.
«Я, скорее всего, пойду до конца, у меня другого выхода нет», — говорила Лебедева «Р-Спорт» летом 2017-го.
Зачем ей это нужно? Вынесенное решение бросило тень на всю успешную спортивную карьеру Лебедевой. Как только допинг-капкан захлопнулся, сразу же раздались голоса о необходимости перепроверить и её пробы с победных игр в Афинах.
Голоса эти принадлежат австралийке Бронвин Томпсон, индианке Анджу Бобби Джордж и британке Джейд Джонсон. Все трое заняли на Играх-2004 места с четвертого по шестого. А пьедестал тогда, напомним, окрасился в российский цвет — вместе с Лебедевой на него шагнули Ирина Мелешина и Татьяна Котова. Понять Томпсон и компанию несложно. Все россиянки позже понесли наказание за допинг: Мелешина в 2012-м, Котова — год спустя, и вот теперь — Лебедева.
Сама Лебедева от этих разговоров отмахивается. «Слишком много чести», — говорит она о конкурентках-злопыхательницах. Но сама история развития не получит. Срок хранения допинг-проб с Игр-2004 истёк четыре года назад.
Что происходит
Лебедева — лидер своего поколения. И не только спортивный. Она всегда была яркой и харизматичной. Нет ничего удивительного в том, что Татьяна сделала блестящую карьеру в политике. Начала прыгунья с областной Думы в Волгограде, затем стала министром спорта Волгоградской области. Ныне она представляет регион в Совете Федерации.
Спортсменка всегда последовательно выступала за чистый спорт и за то, чтобы тренеры и их подопечные несли личную ответственность. Однако теперь дело коснулось её самой.
…В риторике Лебедевой есть что-то от депутата. Мол, это всё происки Запада, бьют по нам изо всех орудий. Ничего не поделать — «англосаксонское лобби», как она сама выразилась. Есть что-то и от спортсмена. Особенно в заявлении, что МОК, перепроверяя допинг-пробы десятилетней давности, открывает ящик Пандоры.
В одном Лебедева права: из-за допинга разрушается атмосфера дружбы и доверия, тяжкого труда как общей радости. Чем спорт всегда и был славен. Сейчас же он повсеместно пронизан перекрестными подозрениями и обвинениями. И с этим что-то нужно делать.
Начать можно с отказа перестать считать «допингёром» всякого, на кого пали подозрения, и вспомнить о презумпции невиновности. Контролирующим же органам нужно тщательнее разобраться, что происходит с допинг-пробами за десять лет хранения. Потому что толком никто не знает, какие процессы зреют внутри колбы за это время.
Но важнее всего помнить: человек смертен и склонен к ошибкам. А раз так — остается актуальным библейское «Не судите, да не судимы будете».