19 ноября 2017 в 09:03

Куплю новое лицо. Цена — сто тысяч

Как менялись логотипы хоккейных клубов

Фото: Global Look Press/Dmitry Golubovich

Десятый, юбилейный сезон Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) идёт полным ходом. Но уже сейчас известно, что в следующий, одиннадцатый по счёту регулярный чемпионат хоккейный клуб «Салават Юлаев» вступит с новым логотипом. В начале ноября на сайте команды был объявлен конкурс, в рамках которого каждый желающий может предложить свой вариант эскиза эмблемы, которая должна отвечать целому ряду требований, но в целом, при новизне и эксклюзивности, сохранять фирменный стиль клуба.

На сайте «Салавата Юлаева» также подчёркивается, что логотип клуба (помимо незначительных правок) оставался неизменным около двадцати лет, и вот теперь настало время перемен и обновления. Итоги конкурса будут подведены в середине марта следующего года. А победителю обещан приз в размере ста тысяч рублей.

Вообще, причин для смены одного из своих главных символов у спортивных клубов немало. Разберём самые известные истории.


Их отвергало общество...

Фото: Global Look Press/Nataliya Kondratenko

В начале сезона 2011/12 хоккей едва не остался не только без привычной (одной из самых узнаваемых в мире российского спорта) эмблемы, но и без легендарного имени хоккейного клуба «Спартак». Компромисс между руководством ХК и МФСО «Спартак» (последнему и принадлежат права на использование товарного знака) был найден не сразу. И несколько раз возникали разговоры о том, что несколько матчей «Спартак» проведёт с изображением гладиатора или чем-то ещё более нейтральным на свитерах вместо привычного ромба. Помогли, как ни удивительно, представители футбольного клуба, уладившие конфликт и, по сути, «подарившие» ХК старую добрую эмблему.


Минус могущество, плюс титул

Не менее интересна и история клуба «Анахайм», выступающего в Национальной хоккейной лиге (НХЛ). Команда создавалась в жаркой Калифорнии в 1993 году при поддержке мультипликационной студии «Дисней» и, чтобы привлечь болельщиков в не самом хоккейном регионе США, пошла на необычный маркетинговый ход. Клуб получил имя «Могучие утки» (с явной отсылкой к известному диснеевскому фильму) и злобного селезня во вратарской маске на эмблему. Но Кубок Стэнли довольно долго обходил «Утиный пруд» (как окрестили домашнюю арену «Анахайма» болельщики) стороной.

Фото: Global Look Press/Icon Sportswire/John Cordes

Спустя тринадцать лет создатели известных всему миру фильмов, видимо, сочли-таки хоккей делом излишне хлопотным и затратным. У клуба сменились владельцы, из названия пропало слово «Могучие», а вратарская маска с клювом на логотипе уступила своё место почти нейтральной по меркам предыдущей эмблемы утиной лапе (иногда и вовсе заменяясь стилизованной надписью Ducks). И именно в сезоне 2006/07 «Анахайм» завоевал свой пока единственный трофей лорда Стэнли. Следующий тринадцатилетний цикл без заветного кубка завершится уже осенью 2019 года. Не пора ли боссам «Уток» подумать ещё об одном ребрендинге?


Товар лицом

Фото: Global Look Press/Alexander Kulebyakin

Хабаровский «Амур», «покончив» с «армейским прошлым» и перестав носить приставку СКА (в отличие, к слову, от футбольных «собратьев»), прошёл довольно долгую эволюцию логотипа, прежде чем прийти к нынешнему варианту.

В начале двухтысячных многим полюбилась форма хабаровчан с изображением химических символов одних из главных природных богатств — золота и платины. Чуть позднее, а именно к 2005 году, клуб максимально упростил свой бренд, а заодно и более явно обозначил свою принадлежность к представляемому региону — свитеры «Амура» украсил герб Хабаровского края. Но рано или поздно руководство команды должно было прийти к выводу, что команде необходим свой собственный узнаваемый знак, в котором бы сочетались и региональные черты, и неповторимая особенность конкретного клуба. И это случилось. Форму «Амура» украсил один из самых узнаваемых символов Хабаровской земли — амурский тигр. Который своим оскалом и по сей день продолжает пугать соперников хабаровчан по КХЛ.


Васк in the USSR... и обратно

Фото: Global Look Press/Alexander Kulebyakin

В то время как многие команды хотя бы в рамках так называемых ретроматчей возвращаются к советскому варианту формы и, соответственно, логотипа, хоккейный клуб ЦСКА в ходе эволюции эмблемы совместил, казалось бы, несовместимые вещи. А именно связь со славным прошлым «армейцев» и уход от советских атрибутов одновременно. Звезда и, собственно, надпись «ЦСКА» действительно напоминают классический логотип золотых лет многократных чемпионов страны. При этом с эмблемы клуба за несколько изменений окончательно пропал жёлтый цвет, напоминавший о советской символике в виде серпа и молота.


Резюме

Таким образом, причины для смены логотипа у спортивных клубов бывают разные. Уход от прошлого, возвращение к славным временам, смена владельца, попытка привлечь новую аудиторию... И это далеко не полный список того, из-за чего форма прославленной команды может претерпеть изменения своего вида. Но, как говорится, не эмблема красит клуб, а клуб — эмблему. И каждый болельщик всегда с нетерпением ждёт новых побед, которые его любимый клуб добудет с новым знаком на груди.

Уфимские же любители хоккея и сами, своими руками могут внести вклад в историю «Салавата Юлаева».

Владимир Лазарев
В. Лазарев