Эксперты «Объединённого народного фронта» провели первое совещание для подготовки доклада президенту России по теме использования в правоприменительной практике понятий «экстремистское сообщество» и «преступление экстремистской направленности». Доклад должен быть подготовлен до 15 сентября и представлен в контрольное управление администрации президента.

Во время прямой линии президента 7 июня депутат от КПРФ Сергей Шаргунов пожаловался Владимиру Путину на увеличение числа осуждённых за репосты в Интернете. Президент ответил фразой: «Не нужно доводить всё до маразма и до абсурда». И дал поручение ОНФ проработать вопрос.

На сайте ОНФ сообщается, что во исполнение президентского поручения на экспертное совещание пригласили «представителей научного и адвокатского сообщества, Генпрокуратуры, МВД, Минюста, Роскомнадзора, Верховного суда РФ и журналистов».

Прямая линия с президентом РФ Владимиром ПутинымФото: kremlin.ruПрямая линия с президентом РФ Владимиром Путиным

Первая трудность, с которой столкнулись эксперты ОНФ в борьбе с «маразмом и абсурдом», состоит в том, что приговоров и решений судов по делам экстремисткой направленности нет в открытом доступе. Поэтому анализировать правоприменительную практику специалистам затруднительно.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Тем не менее в Интернете можно найти множество примеров абсурдных приговоров. Например, на совещании обсуждалось предупреждение интернет-изданию, вынесенное прокуратурой Красноярского края за фотографии, на которых были запечатлены последствия осквернения памятников в Гвардейском парке. На памятниках воинской славы хулиганы нарисовали нацистские символы. Хулиганов не нашли. Крайним оказалось издание, опубликовавшее фото факта вандализма.

А в городе Нарьян-Маре пенсионерку признали виновной в совершении административного правонарушения за публикацию стихотворения о фашизме с фотографией бойца в нацистской форме.

Фото: АГН «Москва»/Сергей Киселев

В обоих случаях фашизм не пропагандировался, а осуждался, но это не уберегло интернет-издание и пенсионерку от наказания. Поэтому эксперты пришли к выводу, что ст. 20.3 КоАП (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской или экстремисткой атрибутики и символики) нужно корректировать.

По мнению участников совещания в ОНФ, сложнее дело обстоит с привлечением к ответственности за репосты и лайки в социальных сетях по ст. 20.29 КоАП РФ. Статьёй предусмотрена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов. Существует федеральный список материалов (реестр Минюста), признанных экстремистскими. Сейчас в списке около 4,5 тыс. позиций (в том числе видеоролики, статьи, звуковые файлы, посты в соцсетях и т.д.). За репост таких материалов наступает административная ответственность.

Эксперты ОНФ признали, что реестр не систематизирован, так как в нём собраны разные типы материалов и отсутствует удобная система поиска. Но эти неудобства не освобождают граждан от ответственности. Член Центрального штаба ОНФ, координатор законодательных инициатив Народного фронта Наталья Костенко выступила с предложением: «Статья КоАП не дифференцирует ответственность для тех, кто действительно имеет экстремистские взгляды и сознательно распространяет материалы, и тех, кто допустил такое распространение случайно, например, сделав репост в соцсетях. Поэтому мы предложили участникам совещания подумать над введением такой дифференциации: если гражданин был впервые замечен в распространении экстремистских материалов, по отношению к нему можно ограничиться наказанием в виде предупреждения. А штрафы применять, только если он продолжит совершать подобные проступки».

Фото: onf.ru

В результате совещания правоохранительным органам было предложено «подумать над предложениями по совершенствованию порядка проведения экспертизы экстремистских материалов», а участникам обсуждения «представить свои предложения по обновлению постановления пленума Верховного суда РФ "О судебной практике по уголовным преступлениям экстремисткой направленности", чтобы минимизировать практику некорректного толкования судами норм в этой сфере».

Подводя итог заседанию экспертов ОНФ, можно сделать вывод о том, что искоренение «маразма и абсурда» в осуждении граждан за пропаганду экстремистских материалов и символики в Интернете, свелось к предложениям усовершенствовать механизм наказания. Сама идея привлекать к административной и уголовной ответственности за лайки и репосты в Интернете абсурдной никому из присутствующих не показалась.

«Посадки людей» по абсурдным обвинениям не новое явление. В Советском Союзе сажали за «антисоветскую пропаганду» по самым нелепым поводам. На эту тему было множество публикаций в СМИ, написаны книги, сняты фильмы. Подобный «абсурд и маразм» происходил не только в России. Например, в «Похождениях бравого солдата Швейка» высмеивается бюрократическая машина Австро-Венгерской империи накануне распада. После убийства эрцгерцога Фердинанда в Сараево полиция стала массово арестовывать «государственных преступников». Трактирщик Паливец был уличён полицейской ищейкой в «государственной измене» за фразу о том, что на портрет императора гадили мухи. Разговорчивому Швейку пытались навесить сразу несколько «тяжких преступлений». В тюремной камере Швейк выслушал истории таких же как он «опасных изменников»: «Удивительную штуку сыграл покойник Фердинанд с четвёртым арестованным, о котором следует сказать, что это был человек открытого характера и безупречной честности. Целых два дня он избегал всяких разговоров о Фердинанде и только вечером в кафе за "марьяжем", побив трефового короля козырной бубновой семёркой, сказал: Семь пулек, как в Сараеве!».

Фото: onf.ru

Когда государственная машина настроена на устрашение населения, то абсурдные аресты становятся не исключением, а правилом. Очень ярко работа этого механизма показана в эпизоде фильма «Покаяние». К диктатору Варламу Аравидзе заходит в кабинет полицейский Доксопуло, который радостно докладывает, что привёз целый грузовик «врагов народа». От этого известия опешил даже Варлам и отчитал подчинённого. Тот обиженно ответил, что его коллега Ректафилов выследил всего одного шпиона и получил за это пятикомнатную квартиру и грамоту, а он целую машину врагов привёз и нарвался на выговор.

Чтобы выслужиться, заработать материальное поощрение и «звёздочки» на погонах, надо проявлять служебное рвение, искать «врагов» и «экстремистов». В другом эпизоде фильма Варлам произносит фразу, которая многое объясняет: «Как говорил Конфуций, нельзя найти чёрную кошку в тёмной комнате. Особенно, если её там нет. Но мы найдем чёрную кошку в тёмной комнате. Даже, если её там нет!»

Идёт время, меняются эпохи, распадаются империи, а принципы устрашения населения остаются прежними. Поэтому от «усовершенствований», которые эксперты ОНФ предложат в своём докладе президенту, не следует ожидать заметных изменений в практике применения статей об экстремизме. Механизм улучшат, смажут, и он продолжит свою работу.