Объём рынка различного рода тренингов и курсов с каждым годом становится всё разнообразнее. Абитуриентам и выпускникам предлагают овладеть навыками IT-специалиста, журналиста, маркетолога и даже получить высшее образование дистанционно. Многие полагают, что такого рода обучение может заменить четыре года в вузе. Также распространено мнение о том, что количество преподаваемых на бакалавриате предметов избыточно. Действительно ли это так, разбирался News.ru.


Утверждение о том, что преподаваемые в институтах дисциплины не пригодятся в будущем, является одним из самых спорных. Такое мнение высказал председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко. Оценить, действительно ли это так, человек может только пройдя определённый жизненный и профессиональный путь. При этом собеседник отметил, что предметы, связанные с философией, юриспруденцией и социологией нужны для общего развития, формирования мировоззрения, становления личности и профессионального развития.

Люди, которые, к примеру, учатся на архитектуре, считают, что им многие предметы не потребуются. Однако кто знает, кем они станут через 5–10 лет? Современные люди учатся всю жизнь. Сегодня им интересно одно, а завтра они начинают работать и понимают, что существуют смежные области, в которых они могут развиваться. Но это осознание к человеку зачастую прийти не может в силу недостатка определённых знаний. При этом образование в вузах не следует противопоставлять курсам и онлайн-обучению, так как они способны дополнять друг друга. Тренинги могут существовать в качестве надстройки к высшему или среднему профессиональному образованию.

Олег Цапко

председатель Всероссийского студенческого союза

Также собеседник News.ru считает, что несмотря на необходимость серьёзной модернизации системы высшего образования в России, она себя не изжила. И если раньше у людей был запрос на получение «корочки», то сейчас с каждым годом всё больше абитуриентов осознанно приходит в вузы за качественным образованием. Они, по словам специалиста, понимают, что тренинги и мастер-классы не позволят им освоить ту или иную профессию. При этом люди видят высокие запросы на рынке труда и осознают, что для того, чтобы быть конкурентоспособными специалистами, им нужно постоянно учиться.

Сергей Булкин/News.ru

Руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков, в свою очередь, рассказал, что вопрос замещения высшего образования дистанционным обучением давно изучен в Европе.

Я участвовал в дискуссиях по этому вопросу в ряде европейских университетов. Встречался с коллегами в Германии, Бельгии, Франции, Болгарии, Сербии. Везде однозначное мнение по данному поводу — дистанционное образование или самообразование никогда не заменит те знания, которые человек получает в вузе

Сергей Комков

руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех»

Специалист пояснил, что обучающийся самостоятельно человек не может сам себе поставить задачи и определить цели. В особенности это касается людей, которые начинают «с нуля».

Чтобы стать профессионалом, нужно поработать с первоисточниками, определёнными документами и материалами, а также в лабораториях, классах и пообщаться с конкретными специалистами. Всего этого, сидя перед экраном монитора, сделать невозможно. Дистанционное образование весьма поверхностное и однобокое, — пояснил руководитель Всероссийского фонда образования.

При этом специалист отметил, что преподаватели курсов, которые якобы заменяют собой систему высшего образования, зачастую являются шарлатанами. Обучающийся на них человек впоследствии не способен понять свои рабочие обязанности, считает Комков. Это крайне опасно в таких сферах, как медицина, педагогика и инженерия.

Тем не менее, по словам собеседника News.ru, онлайн-обучение может разнообразить систему высшего профессионального образования. В особенности это касается творческих специальностей.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен