18+
Как Тime выбирает «человека года»

Как Тime выбирает «человека года»

Легендарному журналу исполняется 95 лет
07:08, 03 марта 2018
Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/x99
Google News

Читайте нас в Google Новости

Первый тираж американского журнала Time поступил в продажу 3 марта 1923 года — эта дата стала отправной точкой в развитии новостных еженедельников в США и во всем мире. Появление этого издания, создателями которого были Генри Люс и Бритон Хадден, продемонстрировало потребность американского общества первой половины 1920-х во взвешенном и качественном анализе событий из мира политики, экономики, культуры и науки. Поскольку ориентироваться в потоке и получать какое-либо законченное представление у представителей деловых кругов просто не было времени.


Визитная карточка

Одной из главных задач Time стала визуализация информации. Сам Люс накануне выхода первого номера другого своего журнала, который получил название Life, определял цели новостной журнальной прессы так: «Видеть жизнь; видеть мир; быть свидетелем великих событий; наблюдать лица бедных и жесты гордых; видеть и наслаждаться увиденным; видеть и поражаться; видеть и учиться на увиденном. Видеть и показывать — такова главная миссия». Но «показывать» в полной мере журнал Time стал не сразу: первые его номера не отличались яркостью подачи, однако что с первый дней отличало издание, так это собственная философия обложки.

Начиная с дебютного номера, американский еженедельник начал выносить на первую полосу портретные снимки наиболее известных и влиятельных людей. Первым героем Time стал один из выдающихся спикеров палаты представителей американского Конгресса Джозеф Кеннон, который занимал эту должность с 1903 по 1911 годы. Именно этот подход к «лицу» журнала и завоевал статус визитной карточки детища Люса и Хаддена. Даже появившийся вслед за Time журнал Newsweek не взял на вооружение подобную концепцию обложки: его создатели сделали выбор в пользу иллюстрации тех событий, которые произошли на неделе.

Группа года

Традиция называть «человека года» появилась в Time только в 1927 году. Первый, кто получил этот титул, — американский лётчик Чарльз Линдберг, который впервые за всю историю в одиночку пролетел через Атлантику. За 95-летнюю историю своего существования журнал присваивал звание «человек года» пяти нашим соотечественникам — Иосифу Сталину (1939, 1942), Никите Хрущёву (1957), Юрию Андропову (1983, стал обладателем титула совместно с Рональдом Рейганом), Михаилу Горбачёву (1987, 1989) и Владимиру Путину (2007).

Никита Хрущев на обложке журнала TIMEТАСС/Сергей Бобылев

Никита Хрущёв на обложке журнала TIME

Интернет-голосование за выбор «человека года» проводится на сайте издания уже 20 лет, однако его результаты не всегда совпадают с тем выбором, который делает редакция. К примеру, в 2012 году, по мнению интернет-аудитории, «человеком года» стал северокорейский лидер Ким Чен Ын, однако редакция Time отдала предпочтение 44-му президенту США Бараку Обаме.

Чаще всего «человеком года» становится политический, экономический, спортивный или общественный деятель, однако героями Time может стать и группа людей. Так, к примеру, произошло в 2017 году, когда титул завоевали активистки движения #Metoo, громко и организованно выступившие против сексуальных домогательств. «Победителями» в номинации становились и собирательные образы. К примеру, солдат США (1950, 2003), онлайн-пользователь (2006), участник протестного движения (2011) и борцы с вирусом Эбола (2014).

Законы буржуазии

Большим вкладом Time в профессию стало практическое применение принципа «коллективной журналистики», который заключался прежде всего в разделении обязанностей: за каждый этап подготовки материала должен был отвечать отдельный сотрудник редакции. Нередко историки прессы называют этот принцип причиной того, что у среднестатистического читателя Time возникало ощущение, будто все тексты в номере писал один человек — от заметок, посвящённых политическим событиям, до материалов по экономике.

Комментированный репортаж также считается новаторством детища Люса и Хаддена: такой жанр не был известен американской прессе ранее — журналистский комментарий, аналитическая статья и репортаж существовали по отдельности, и никому не приходило в голову сочетать одно с другим. Нередко в советской исследовательской среде сетовали, что этот жанр позволял «буржуазному изданию» оказывать влияние на сознание читателя. Однако на сегодняшний день комментированный репортаж прочно вошёл в журналистский инструментарий.

Другим методом работы Time, который широко применяется и сейчас, была перепечатка новостных сообщений из ежедневных газет: на первом этапе она составляла 70% новостного материала в журнале. Однако особенность этого приёма, по словам историков, заключалась не в обычной эксплуатации новостей, а в грамотном отборе и систематизации.

TASS/Zuma/Agoes Rudianto

С первых дней своего существования Time объявил своими главными принципами объективность и надпартийность, однако историки прессы считают, что периодически журнал нарушал взятые на себя обязательства. Генри Люс питал симпатию к Республиканской партии США. И несмотря на то, что большинство сотрудников его издания были приверженцами демократических ценностей, издание нередко поддерживало в предвыборных кампаниях кандидатов от «партии слонов» — даже в самых безнадёжных ситуациях. На сегодняшний день Time демонстрирует позиции, близкие к американскому демократическому истеблишменту.

Дрейф к «ослам»

Масштабный коммерческий успех ждал Time примерно спустя десятилетие после выхода первого тиража. Еженедельник до сих пор занимает лидирующие позиции по тиражу — по состоянию на 2017 год этот показатель составляет 3 млн экземпляров. Особенно сильно его позиции выглядят на фоне сомнений, которые продемонстрировал Newsweek, в необходимости печатной версии.

Журнал, который в этом году празднует 95-летие, получил транснациональное значение: выходит европейская (Time Europe, также распространяется на Ближнем Востоке и в Африке), азиатская (Time Asia) и тихоокеанская (Time South Pacific) версии издания. Говорить о влиянии еженедельника излишне. Дональд Трамп дважды сетовал на то, что Time не делал его «человеком года» (в 2011-м и в 2015-м), обвиняя издание в отсутствии всякого доверия. В 2016 году, когда редакция сделала выбор в пользу миллиардера, ставшего 45-м президентом США, он изменил своё мнение и назвал это «невероятной честью».

Yandex Zen

Самое интересное - в нашем канале Яндекс.Дзен