После подписания закона о ратификации соглашения между Украиной и Нидерландами о международно-правовом сотрудничестве голландской стороне предоставляется право провести суд по делу о крушении малайзийского Boeing 777 рейса МН17 в Донбассе в 2014 году.
Правоохранители Украины и Нидерландов будут совместно вести расследование, конечная цель которых — уголовное преследование и осуждение лиц, причастных к крушению самолёта.
News.ru напомнит о том, как развивались события.
Рейс МН17
Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс МН17 Амстердам (Нидерланды) — Куала-Лумпур (Малайзия), был сбит в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту находились 298 человек — 280 взрослых пассажиров, трое детей и 15 членов экипажа. Все они погибли.

Boeing должен был войти в российское воздушное пространство примерно в 17:20. Но лайнер рухнул на территории Украины в 60 километрах от границы с Россией.
Первым об этом сообщил советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко. На странице в Facebook он написал: «Почти 300 человек погибли во время крушения малайзийского самолета в Донецкой области на Украине».
Взаимные обвинения
Власти Украины и представители ополчения провозглашённой Донецкой народной республики в первые же часы после катастрофы незамедлительно обвинили в случившемся друг друга.
Украинская сторона, ещё не проведя расследования, заявила, что самолёт был сбит ополченцами из средства ПВО «Бук».
У самопровозглашённых Донецкой и Луганской республик мнение было противоположным.
«Самолёт был сбит украинской стороной. У нас нет таких средств ПВО», — заявил сразу же после трагедии «Интерфаксу» член Совбеза ДНР Сергей Кавтарадзе, аргументируя свои слова тем, что зенитно-ракетные комплексы в ДНР имеют максимальную дальность поражения в 3-4 км, тогда как Boeing летают на высоте 10 км, а рейс МН17, как выяснилось позже, шёл на высоте 10,6 км.

Руководство Луганской народной республики заявило, что малайзийский авиалайнер был сбит штурмовиком ВВС Украины. Именно поэтому, считали в ЛНР, Boeing раскололся в воздухе, а его обломки разлетелись на 15 км.
В начале сентября 2014 года Нидерланды опубликовали доклад с промежуточными результатами работы следственной комиссии, согласно которому лайнер развалился в воздухе из-за попадания в него множества объектов на большой скорости, при этом неполадок в системах лайнера или ошибок экипажа зафиксировано не было.
Украина, на территории которой произошёл инцидент, передала полномочия по координации следствия Совету по безопасности Нидерландов. Совет создал международную группу экспертов, в которую вошли представители Австралии, Великобритании, Малайзии, Нидерландов, России, США и Украины. Основной версией катастрофы стало попадание ракеты «земля-воздух» или «воздух-воздух».
2015 год: предварительные выводы
В октябре 2015 года голландцы опубликовали итоговые данные расследования. Главный вывод: рейс МН17 был сбит из ЗРК «Бук», запуск ракеты был произведён с территории востока Украины.
Проанализировав характер повреждений самолёта и внешнего вида поражающих элементов, изъятых из его конструкции, эксперты пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной разрушения Boeing 777 является воздействие зенитной управляемой ракеты 9М38М1 из состава зенитного ракетного комплекса «Бук-М1».
«Внутри самолёта нашли фрагмент ракеты и много осколков, на некоторых осколках — куски лобового стекла самолёта, что говорит о том, что снаряд попал снаружи. Эксперты исключили версии о взрыве, произошедшем внутри самолёта», — заявил тогда председатель СБН Тьиббе Йустра.

Ракета «земля-воздух» взорвалась менее чем в одном метре слева от кабины пилотов. По словам Йустры, частицы ракеты были найдены в телах членов экипажа, погибших в кабине самолёта.
«Моделирование процесса наведения ракеты 9М38М1 на Boeing МН17 в точку, где он был поражён, показало, что пересечение траекторий ракеты и самолёта реализуется только из ограниченного района — южнее населённого пункта Зарощенское», — отмечают авторы доклада. При этом они добавляют, что «именно в районе населённого пункта Зарощенское, по данным космической разведки Минобороны РФ от 17.07.2014, располагались самоходные огневые установки ЗРК «Бук» ВС Украины».
В этот же временной промежуток, в октябре 2015 года, свою версию выдвигали представители концерна ПВО «Алмаз-Антей» — компании-производителя ЗРК «Бук». В концерне провели три эксперимента, которые подтвердили версию о том, что малайзийский Boeing был сбит ракетой ЗРК «Бук-М1». Местом пуска российские эксперты назвали район населённого пункта Зарощенское, который контролировался в тот момент украинской армией.
В концерне утверждали, что использованная для атаки ракета 9М38 была снята с вооружения российской армии в 2011 году, но осталась в распоряжении вооружённых сил Украины.
2016 год: продолжение расследования
Ещё через год, 28 сентября 2016 года, международная комиссия обнародовала новые данные расследования крушения Boeing 777. Эксперты пришли к выводу, что ЗРК «Бук», из которого был сбит малайзийский лайнер, был доставлен на территорию ДНР из России.
Комиссия уверена, что Boeing 777 был сбит с помощью зенитного ракетного комплекса «Бук-М1». По мнению экспертов, комплекс доставили в ДНР на тягаче — сначала в Донецк, затем в посёлок Снежное.

Местом пуска ракеты эксперты считают посёлок Первомайское — это на 8 км южнее Снежного. После того как рейс МН17 потерпел крушение, «Бук» отбуксировали на территорию России. Доказательства — перехваченные телефонные переговоры сторонников ДНР, любительские съёмки очевидцев, а также данные, полученные от Европейского космического агентства и США.
Следователи установили 100 подозреваемых в деле о катастрофе Boeing, их имена не раскрываются. Срок расследования был продлён до 2018 года.
Российские официальные лица считают выводы комиссии предвзятыми, указывая на расследования концерна ПВО «Алмаз-Антей» и мнение экспертов Минобороны РФ, где сочли, что рядом с Boeing 777 не было военных самолётов, а ракета из комплекса «Бук» была запущена не из района населённого пункта Снежное.
Кто виноват?
В мае 2018 года года международная следственная группа выдвинула предварительную версию, согласно которой к крушению лайнера якобы причастна Россия. По их мнению, зенитно-ракетный комплекс «Бук», сбивший Boeing Malaysia Airlines в Донецкой области, принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде Минобороны РФ.
После ознакомления с фото и видео, размещёнными в социальных сетях, комиссия решила, что «Бук» прибыл из военной части под Курском. На соответствующих видеороликах отмечается месторасположение базы 53-й бригады — посёлок Маршала Жукова в Курской области. Зенитно-ракетные комплексы имеют характерные черты: техника пронумерована трёхзначными числами, большинство из них начинаются с двойки. Это означает, что она принадлежит второму батальону 53-й бригады. Лишь одна военная машина была пронумерована тройкой.

Правительство Нидерландов выступило с заявлением.
«Основываясь на выводах (международной группы по расследованию крушения. — Прим.), Нидерланды и Австралия убедились в том, что Россия несёт ответственность за размещение зенитно-ракетного комплекса «Бук», которым был сбит MH17», — сказал министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок.
Блок сказал также, что Нидерланды «в настоящее время предпринимают шаги для того, чтобы Россия была привлечена к ответственности» и что такое решение предполагает «сложный юридический процесс». Австралия и Нидерланды обратились к России с предложением о переговорах.
Президент России Владимир Путин ранее заявил, что Россия не имеет оснований доверять результатам расследования, поскольку российские специалисты не принимали участие в расследовании катастрофы.