Бить или не бить? Вот в чём вопрос, которым задавался, пожалуй, не только Гамлет, но и любой родитель. А всё потому, что проблема вечная. То чадо рассердит так, что сам не успеешь заметить, как шлёпнешь его по мягкому месту. То мучаешься потом совестью: зачем я дитя ударил? Но как тогда их наказывать, чтобы всё-таки дошло?


Только комп не отнимай!

Этим вопросом и задались эксперты ВЦИОМ, проводившие расследование. И в итоге выделили семь методов наказаний, которые используют родители. Среди них оказались: наставления, ограничение ТВ и прогулок, сокращение игры в компьютер, подзатыльники и шлепки, лишение карманных денег, стояние в углу, битьё ремнём.

Интересным моментом исследования стало то, что взрослых одновременно расспрашивали и о том, как наказывают они, и о том, как наказывали их. В результате чего удалось выяснить и самые действенные методы. Оказалось, что некоторые наказания за много лет не утратили своей актуальности, другие же полностью себя исчерпали.

Так, например, самым популярным методом наказания, как 20 лет назад, так и сейчас, остаются наставления и нравоучения. 78% респондентов сказали, что воспитывали и наказывали их самих их родители именно так, а 80% — что сейчас чаще всего именно так воспитывают детей. Также актуальность сохранил запрет на мультики и прогулки: 43% россиян сказали, что в своё время испытали это на себе, а 45% — что так наказывают своих провинившихся шалунишек. А также почти не изменился процент напроказничавших детей, лишённых карманных денег: 15% взрослых признались, что именно так наказывали их, а 13% сказали, что так наказывают своих детей.

А вот методы, бывшие актуальными лет 30–40 назад, как оказалось, постепенно уходят в прошлое. Так, процент стоящих в углу с 49% снизился до 29%; получавших по попе — с 37% до 27%; побитых ремнём — с 33% до 12%.

Ну и новый, ставший действенным в наше время, метод наказания в данном исследовании обнаружил себя. Им предсказуемо оказалось отлучение за провинности от компьютера. Об эффективности этого метода заявили 43% родителей. Выявить же динамику эффективности метода оказалось невозможно: в детстве большинства родителей, принимавших участие в опросе, компьютеров просто не было.

Тем не менее главный вывод данного исследования очевиден: россияне всё чаще применяют по отношению к детям неагрессивные и безболезненные способы наказания. И всё реже поднимают на детей руку. И это не может не радовать, так ведь?


— По поводу шлепков я бы не говорила так категорично, что вот они — это зло, а их отсутствие — это добро. Тут есть свои нюансы. Например, такой. Совершенно точно есть семьи, в которых эти шлепки ничего не значат. То есть они есть, но они воспринимаются и детьми, и родителями как нечто нормальное. И когда случаются, отнюдь не наносят психологической травмы ребёнку. Потому что привычно воспринимаются не как насилие, а как некий сигнал. Обычно это семьи, которые не очень озабочены психологическим комфортом. И там, в их контексте, поверьте, всё нормально — всё хорошо с привязанностью между родителями и детьми.

Но есть и другие, в чём-то противоположные семьи. Где на ребёнка голос не повышают никогда. Но зато в сильном эмоциональном состоянии мама или папа могут сорваться на ребёнка вдруг. И вот это становится для него настоящим концом света. Даже если его не шлёпнули, а просто накричали. Просто потому, что он к этому не привык, потому что раньше никто так не делал никогда.

Поэтому тут важно понимать другую, оборотную сторону проблемы: осознанно ли родитель наказывает ребёнка или просто срывается. Если срывается — не важно как, кричит, шлёпает, тихо скажет: «Зачем я тебя рожала» — всё это очень плохо. Потому что это не воспитывает ребёнка, а унижает его. И родитель в этот момент не воспитывает маленького человека, а преследует цель удовлетворить свою собственную какую-то потребность. Унижение же в семье — это просто ужасно.

Что же касается правильного, грамотного, справедливого, воспитывающего наказания, оно должно быть прежде всего неким естественным продолжением поступка, который совершил ребёнок. Вот тогда всё понятно, справедливо и хорошо усваивается. Поссорился с братом — посиди один в своей комнате. Ударил маму — ложишься спать без вечерней сказки. То есть принцип такой: ребёнок должен понимать, что всё, что с ним происходит, это следствие его поступков. Таким же, кстати, должен быть и принцип поощрения. Тогда и ко взрослой жизни с её логикой ребёнок будет подготовлен намного лучше и вам не придётся раскаиваться за то, что вы сгоряча дали ему по попе.

Анна Хегай

специально для News.ru