Идея быстрой и дешёвой доставки людей в космос всегда была мечтой научной фантастики. Япония решила приблизиться к её осуществлению и провести первый эксперимент не на компьютере, а за пределами Земли.

Японская команда учёных 11 сентября проведёт первое испытание в рамках концепции «космического лифта» — устройства, гипотетически способного связать Землю и космическую станцию специальным кабелем. В космос будет выведен имитатор лифта размерами 6x3x3 сантиметра. Если испытания пройдут в соответствии с техническим заданием, это позволит проверить работоспособность технологии, предполагающей перемещение коробочки вдоль 10-метрового троса, натянутого между двумя мини-спутниками, находящимися в космосе. Движение моторизованного «лифта» будет контролироваться камерами на спутниках. Технология далека ещё до конечной цели, но на концептуальном уровне могла бы упростить доставку людей на объекты, а также осуществлять вывод полезной нагрузки на орбиту.

Оборудование создано учеными из Университета Сидзуока. Оно вместе со спутниками будет запущено ракетой-носителем H-2B из Космического центра Танэгасима. С помощью этого набора японцы хотят доказать реальность теории «космического лифта». Идея была впервые предложена в 1895 году российским ученым Константином Циолковским после того, как он увидел Эйфелеву башню в Париже. А после она была переработана почти через столетие в романе Артура Кларка «Фонтаны рая».

Японская строительная фирма Obayashi, которая сотрудничает с проектом университета Сидзуока, изучает другие способы создания «космического лифта» — для размещения туристов в космосе в 2050 году. Компания заявила, что может использовать технологию углеродных нанотрубок, которая в 20 раз прочнее стали, чтобы протянуть трос для подъема кабины лифта на высоту примерно 96 тысяч км над поверхностью Земли.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

По оценкам японских ученых, реализация проекта может стоить 10 трлн иен ($115 млрд). При этом цена доставки 1 кг веса на орбиту ракетой оценивается в $22 тысячи за килограмм, а на «лифте» — около $200. Однако воплощение в реальность идеи зависит не только от бюджета: кабель должен обладать хорошей защитой от высокоэнергетических космических лучей и износостойкостью, поскольку возможны столкновения с микрометеоритами.

Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики:

Основная проблема — создание необходимого материала для «космического лифта». Не думаю, что в обозримые 50 лет проект будет как-то реализован на практике и кому-то удастся таким способом поднять с Земли даже 5 граммов. Для этого должен неожиданно появиться материал, который решит эту проблему, но, как правило, неожиданностей не бывает — все прорывы готовятся десятилетиями. Теоретически такой материал сделать возможно, но на практике пока не удаётся, тем более — в таком количестве.

В общем, направление интересное, но до практической реализации проекта еще очень далеко. Пока никто реально строить ничего не будет, эксперименты — это рекламная вещь. Другое дело, что исследования, подобные японским, полезны тем, что дают толчок в разработке сверхпрочных материалов.